Пятёрка за мультфильм
Полнометражный мультфильм российского производства - всегда событие. Тем более если в его создании принимает участие студия «Мельница», которая до этого успела снискать любовь зрителя своим «богатырским» циклом.
(Здесь мы можем с благодарностью вспомнить основателя студии Сергея Сельянова, сотрудничавшего также с Балабановым, и художника Константина Бронзита.)
Но если предыдущие мультфильмы «Мельницы» с русскими былинными героями были скорее юмористическими, хотя и с героическими приключениями,
то вышедшая в прокат «Крепость: щитом и мечом» - это чистая героика, эпическая анимация, посвящённая реальному историческому событию - осаде Смоленска польскими войсками в Смутное время.
В центре мультфильма - два образа: реальный герой русской истории, организатор обороны Смоленска воевода Михаил Шеин, и вымышленный - мальчик Сашка, всей душой стремящийся помочь городу.
Именно вокруг его неуёмной натуры, его стремления во всем участвовать, делать бомбы из пороха и… теста, идти в разведку, искать вражеского шпиона,
и строится вся сюжетная линия этого увлекательного приключенческого рисованного фильма. Да, это не просто мультик: сюжетные ходы, панорамность «съёмок», подлинность исторической подоплёки, достоверность костюмов и оружия - всё тянет на настоящий фильм.
Причём его создателям (режиссёр Фёдор Дмитриев, художник-постановщик Олег Маркелов) удаются и яркие, индивидуально «прорисованные» образы, и передача масштабных военных эпизодов, не уступающих по зрелищности игровому кино.
А динамично рассказанному сюжету, когда зритель затаив дыхание следит за приключениями Сашки, до последнего не зная, удастся ли тому помочь родному городу и остаться в живых, могут позавидовать и «серьёзные» картины со взрослыми, живыми «дядями и тётями» (автор сценария Александр Боярский).
Не будем пересказывать сюжет. До последних кадров мы не знаем, чем закончится эта история.
Сама же оборона Смоленска оказалась самой долгой в истории многочисленных оборонных битв в России, она длилась два года, с 1609 по 1611 г.,
продемонстрировав и героизм защитников, и воинское искусство, и стойкость духа воеводы Шеина, и продажность Семибанк… т.е. Семибоярщины, призывавшей сдать город полякам.
И хотя сам Шеин в итоге провёл многие годы в плену, он сумел не только выстоять в пытках и унижениях, но и вернуться на родную землю, восхищённо встреченный уже новоизбранным царём Михаилом Фёдоровичем.
В общем, очень характерный сюжет для русской истории, в которой величие духа и жертвенность народа порой соседствуют с шаткостью элит.
С чисто эстетической точки зрения графика «Мельницы» стала более изощрённой - особенно это касается тонко «прописанных» пейзажей,
любовно воссозданного древнерусского города, а характеры из условно-сказочных переросли в психологически достоверные и почти реалистически решённые.
А уж как великолепен Смоленский кремль - настоящий шедевр крепостного зодчества (его создатель - великий мастер крепостей Фёдор Конь)!
Этот красочный мультфильм - с красивыми осенними пейзажами, устрашающими осадными машинами, с грохотом пушек и сиянием звёзд в высоком небе - вполне можно рекомендовать для внесения во всякие полезные школьные списки.
И как хорошо, что наконец-то кино взялось за великую тысячелетнюю русскую историю, и взялось не русофобски-глумливо, не с желанием «разоблачить рабскую парадигму отечественной истории», а с любовью и подлинной творческой искрой...
Главное, чтобы последовали продолжения выстраданной исторической темы.
И чтобы Министерство культуры, глава которого тоже увлечён историей обороны Смоленска, помогало с финансированием и прокатом таких поистине развлекательно-просветительских картин.