Кто финансировал "Матильду"
Не один час мы говорили о превратностях судьбы. Не один раз можно было припомнить дневниковую запись полковника Хауза: «Публика не имеет никакого представления о том, что творится за кулисами.
Если бы она могла увидеть и авторов декорации, и то, как готовятся исторические трагедии, для публики это было бы откровением».
- Владислав, нашу беседу хотелось бы начать с небезызвестного фильма "Матильда" Алексея Учителя. Это, конечно, дела давно минувших дней, но вот «осадочек» остался.
Какие страсти в стране возжёг накануне премьеры, едва гражданскую войну не развязал. Вышел в прокат, и… яко дым, растворился. Как будто его и не было. Вы - не чужой для фильма человек, хотелось бы освежить в памяти историю его создания.
Это так. Проект "Матильда" был инициирован мною в начале 2010 года. Было желание снять фильм - красивую феерию - о балерине Императорского Мариинского театра Матильде Кшесинской.
На главные роли, а именно на роль Матильды Кшесинской и Великого Князя Сергея, хотели пригласить суперзвёзд Голливуда, да и сам фильм планировали снимать с участием Голливуда, планировали продвижение фильма по лекалам Голливуда с целью широкомасштабного мирового проката.
Андрей Геласимов, наш замечательный писатель, стал автором сценария. Именно такие планы создания фильма государство и поддержало.
- Иначе говоря, фильм о русском балете мог бы стать нашим образчиком «мягкой силы», чем, собственно говоря, русский балет всегда и был. В чём заключалась ваша работа над проектом?
Я организовал этот проект и в одиночку его финансировал первые полтора года. Заказал сценарий Андрею Геласимову - он провёл огромную, в том числе исследовательскую, работу и написал прекрасный сценарий.
Привлёк к проекту американского продюсера Дэвида Вайсмана, а тот, в свою очередь, привлёк к работе над фильмом Милену Канонеро - трёхкратную обладательницу Оскара - в качестве дизайнера по костюмам, организовал рекламу фильма в трёх главный мировых журналах о кино, помог организовать встречу с потенциальными покупателями фильма.
- И какой оказалась цена вопроса?
Плановый бюджет фильма составил 43 миллиона долларов, львиная доля которого должна была уйти на оплату гонораров голливудских суперзвёзд. Я хотел снять фильм с расчётом на международный успех.
Реально его продать во многие страны мира. Показать в нём великолепие русского балета и России. Для этого нужен был крупный инвестор.
- И вы приступили к его поиску.
Да, мне необходим был инвестор. В его поиске мне помог известный пародист Владимир Винокур. Благодаря ему состоялась встреча в Администрации президента.
Управляющий делами президента, на тот момент - Владимир Кожин, был впечатлён нашими планами и сценарием Андрея Геласимова.
И в результате Газпромбанк решил выделить 40 миллионов долларов, из которых первые 20 миллионов долларов он перевёл практически сразу, в ноябре и декабре 2011 года.
Важно отметить, Газпромбанк знал о планируемом тесном сотрудничестве с Голливудом и начал финансировать фильм именно на этих условиях, в надежде на прокат во многих странах мира и возврат инвестиций.
Еще около 3-5 миллионов долларов обещал выделить на этот фильм государственный Фонд Кино на основании предоставленных мною необходимых документов, что он в итоге и сделал.
В сентябре 2011 года проект "Матильда" я юридически ввёл в Фонд Владимира Винокура, предварительно договорившись с ним об условиях совместной работы.
Газпромбанк перевёл в Фонд Винокура 20 миллионов двумя равными траншами по 10 миллионов в ноябре и декабре 2011г.. Вскоре я узнал от Владимира Винокура, что в феврале 2012 г. он погасил свой личный кредит в банке ВТБ.
Он хотел свой театр строить -Театр Пародий, и Правительство Москвы по очень льготной цене, около 2 миллионов долларов, продало ему здание в центре Москвы, недалеко от метро «Серпуховская».
Под него Винокур и взял кредит в ВТБ, и теперь досрочно его погасил. Но театр передумал строить. Сказал, что уже старый, неохота возиться с ремонтом, и продал здание.
- Интересно, уже по рыночной цене?
Не комментирую.
- Кто еще входил в вашу команду?
Александр Достман - близкий друг Владимира Винокура на протяжении тридцати пяти лет, бывший его концертный директор и продюсер программы "Аншлаг". Михаил Шейнин - совладелец караоке клуба, бывший концертный директор Винокура. Ни один из них не вложил в проект ни доллара из собственных денег.
- И на каком этапе возник Алексей Учитель?
Алексей Учитель появился летом 2011г., на этапе, когда сценарий Геласимова был полностью готов. Я предложил Учителю прочитать сценарий, и уже на следующий день он сказал, что сценарий ему очень понравился и он хотел бы, чтобы его взяли в проект.
Мы - я и Владимир Винокур - его взяли. Были заключены договор с его "Студией Рок" и режиссёрский договор. А через несколько месяцев Учителя уволили. Официально приняли в январе 2012 г.. Уволили в июне 2012 г.
- Причина?
Внезапный отказ снимать фильм по сценарию Андрея Геласимова под предлогом, что этот сценарий ему разонравился. Разонравился, надо сказать, сразу после того, как он получил аванс на съёмку фильма в размере 4,25 миллионов долларов как со-производитель и режиссёр. Аванс потребовали вернуть.
- Но вернули не аванс, а самого Учителя вернули в проект. А вы оказались не у дел. Почему?
Уволенного Алексея Учителя вернули в проект с подачи Александра Достмана. Он и Владимир Винокур решили тогда за моей спиной полностью отказаться от участия в нём представителей Голливуда.
Достман мне так однажды и сказал: «Слава, зачем тебе Голливуд, российские фильмы никто никогда для крупномасштабного проката не покупал. Мы и так заработаем».
Такое нововведение меняло всю логику проекта, а также все заранее мною согласованные планы по продаже этого фильма в других странах мира. Я не согласился. На этой почве у меня с Винокуром возник принципиальный конфликт.
Я ушёл из проекта и предупредил, что у фильма могут возникнуть проблемы юридического характера, в том числе с международной дистрибуцией.
- Однако проблемы возникли у вас. Вы и ваша жена - замечательная балерина, прима Большого театра Светлана Лунькина, были вынуждены эмигрировать в Канаду, в то время как новости о финансовом скандале «взрывали» российское медийное пространство, а Владимир Винокур обвинил вас в мошенничестве.
Да, Винокур громогласно объявил, что я (не находясь в штате и не имея права подписи финансовых документов) якобы девять месяцев подряд по разу в месяц воровал со счёта его личного фонда деньги, о чём он, и это при наличии у него бухгалтера и юриста, ничего якобы не знал.
В итоге, по заявлению Винокура, за девять месяцев я незаметно у него украл ни много, ни мало 3,7 миллиона долларов. Винокур изготовил документы и подал их против меня в суд Канады, а затем и в московский суд, требуя, чтобы я эту сумму вернул.
В итоге суд в Канаде Винокур мне проиграл. Ни одного доказательства моей вины он не предоставил. Апелляцию на решение канадского суда Винокур не подавал и даже оплатил мне часть судебных издержек. Другую часть до сих пор мне должен.
- Как будто не только вам должен?
Да, прокат фильма "Матильда" провалился в России, ну и, конечно, не стал международным. В России - собрал всего около 500 миллионов рублей, из них более половины оставили себе кинотеатры.
Что касается денег, выделенных Газпромбанком, то изначально финансирование фильма "Матильда" было оформлено как безвозвратный кредит.
Но в 2016 году условия финансирования были изменены, и, возможно, у Владимира Винокура вместе с Алексеем Учителем возникла крупная задолженность.
- А почему изменили условия финансирования?
Дело в том, что Владимир Винокур и Алексей Учитель неправомерно поменяли первоначальный сценарий фильма. Я могу говорить об этом, так как располагаю договором государственного финансирования и актом приёмки работ.
Так вот, согласно документам, фильм снят по сценарию Андрея Геласимова, тогда как в реальности - Александра Терехова. Случай вопиющий совершенно.
- Хотелось бы уточнить: чем продиктовано могущество пародистов?
Они - из пула артистов, кого элита приглашает на корпоративы, дни рождения. Смешат, развлекают чиновников, поют, танцуют. А потом решают с ними свои вопросы.
Кстати говоря, Винокур учился в ГИТИСе вместе с Михаилом Швыдким, сидел с ним за одной партой.
Беседу вела Марина Алексинская