Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова (Санкт-Петербург)
Источник: Яндекс картинки
10:51 / 27.03.2017

Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова
Спектакль «Мещане» стал театральной легендой. После ухода из жизни Товстоногова в его память артисты сыграли два спектакля (в Ленинграде и в Москве). Возраст исполнителей уже не соответствовал возрасту персонажей, но в спектакле было все проработано до мельчайших деталей, и он был воспринят не как музейный, а как живой, много сказавший уму и сердцу

Театр размещается в здании, сочетающем элементы барокко и ренессанса. Он был построен в 1878 году архитектором Людвигом Фонтаной. Первоначально это была вспомогательная сцена Александринского театра.

Большой драматический театр открылся 15 февраля 1919 года трагедией Ф. Шиллера «Дон Карлос», начав свои выступления в Оперной студии Консерватории. В 1964 году присвоено звание Академического, в 1970 году открыта Малая сцена, с 1992 года носит имя Г.А. Товстоногова.
 
Осенью 1918 г. комиссар по делам театров М.Ф. Андреева подписала декрет о создании в Петрограде Особой драматической труппы - так первоначально назывался театр, знаменитый сегодня во всем мире под аббревиатурой БДТ. Ее формирование было поручено известному актеру Н.Ф. Монахову, а истоками стали два театральных коллектива: организованный в 1918 году Театр трагедии под руководством Ю.М. Юрьева и Театр художественной драмы, который возглавлял А.Н. Лаврентьев.

На должность председателя Директории Большого драматического был назначен А.А. Блок, который по существу стал первым художественным руководителем БДТ. Главным идейным вдохновителем нового театра стал А.М. Горький.

Он писал в то время: «Зрителям необходимо показать человека, о котором он сам - и все мы - издавна мечтали, человека-героя, рыцарски самоотверженного, страстно влюбленного в свою идею... человека честного деяния, великого подвига...» Выдвинутый Максимом Горьким лозунг «Героическому народу - героический театр!» получил воплощение в репертуаре БДТ.
 
На сцену БДТ выходили герои У. Шекспира, Ф. Шиллера, В. Гюго. Они утверждали идеи благородства, противопоставляя честь и достоинство хаосу и жестокости окружающего мира. В первые годы жизни БДТ существенную роль в определении его художественного облика играли художники.

Каждый из них: и вышедшие из объединения «Мир искусства» А.Н. Бенуа и М.В. Добужинский, и архитектор-монументалист В.А. Щуко делали это по-своему. Но именно они сформировали торжественный, поистине великолепный стиль раннего БДТ.

Наступление новой эпохи совпадало с непростыми, а порой и трагическими переменами внутри самого театра. В 1921 г. на несколько лет уехали из России М.Ф. Андреева и А.М. Горький, в том же году не стало А.А. Блока, вернулся в Академический театр драмы Ю.М. Юрьев, ушел А.Н. Бенуа, покинул БДТ и ставший главным режиссером А.Н. Лаврентьев.

В театр приходили новые режиссеры: Н.В. Петров, К.П. Хохлов, К.К. Тверской; они приводили за собой и новых художников - Ю.П. Анненкова, М.З. Левина, Н.П. Акимова, В.М. Ходасевич, В.В. Дмитриева. Приняв от А.А. Блока символическую эстафету, в 1923 г. литературную часть возглавил А.И. Пиотровский.
 
В новых поисках театра большую роль сыграла режиссерская деятельность К.К. Тверского (1929-1934 гг.). В середине двадцатых годов репертуар БДТ определяют в первую очередь пьесы современных драматургов, таких как Б.А. Лавренев, А. Файко, Ю.К. Олеша, Н.Н. Никитин, Н.А. Зархи, В.М. Киршон, Н.Ф. Погодин. Обновляется и труппа, в БДТ приходят А.И. Лариков, В.П. Полицеймако, Н.П. Корн, Л.А. Кровицкий; Е.М. Грановская, О.Г. Казико, В.Т. Кибардина, Е.В. Александровская, А.Б. Никритина.

Особую роль в становлении театра сыграла драматургия А.М. Горького. В 1932 году в режиссуре К.К. Тверского был поставлен «Егор Булычов и другие», в следующем — «Достигаев и другие». Егора Булычова мощно сыграл Монахов, Достигаева — К. Скоробогатов. В 1937 году А.Д. Дикий поставил пьесу Горького «Мещане», в 1939 году Б.А. Бабочкин — «Дачников». С 1932 года театр стал носить имя Горького.

Три военных года театр провел в эвакуации в Кирове. БДТ был первым из театров, вернувшихся в 1943 году в осажденный Ленинград, и выпустил две премьеры.
 
Со дня основания театра в БДТ работали режиссеры: 1919-1921 и 1923-1929 - А.Н. Лаврентьев; 1921-1922 - Н.В. Петров; 1929-1934 - К.К. Тверской; 1934-1936 - В.Ф. Федоров; 1936-1937 - А.Д. Дикий; 1938-1940 - Б.А. Бабочкин; 1940-1946 - Л.С. Рудник; 1946-1949 - Н.С. Рашевская; 1950-1952 -И.С. Ефремов; 1922-1923 и 1954-1955 - К.Л. Хохлов.

В начале 1956 г. Большой драматический готовился отметить свой тридцать седьмой день рождения. В самый канун праздника труппе был представлен новый, одиннадцатый по счету, главный режиссер. Так в БДТ началась эпоха, имя которой Георгий Александрович Товстоногов.

Новая эра не только в истории БДТ, но и в истории советского театра началась в 1956 году с приходом Георгия Товстоногова. В «Горе от ума» Грибоедова режиссер поднял события 30-х годов ХIХ века на гребень 60-х годов ХХ века, пробудив самосознание не одного поколения зрителей.

Юрский–Чацкий стал властителем дум. Молчалин (К. Лавров и М. Волков) из привычного маленького карьериста превращался в узнаваемую современную фигуру. Софья — Т. Доронина завораживала своей победительной женственностью. Мотивы политические, идеологические, личные переплелись настолько прочно, что спектакль в исторических костюмах М. Лихницкой воспринимался современно.

«Варвары», «Мещане» и «Дачники», поставленные с 1959 по 1976 год, воспринимались как трилогия, вскрывшая проблемы середины ХХ века. В «Варварах» впервые обрели плоть и кровь на сцене Монахов (Е. Лебедев), Надежда Монахова (Т. Дорониниа), Черкун (П. Луспекаев), Цыганов (В. Стржельчик).

Спектакль «Мещане» стал театральной легендой. После ухода из жизни Товстоногова в его память артисты сыграли два спектакля (в Ленинграде и в Москве). Возраст исполнителей уже не соответствовал возрасту персонажей, но в спектакле было все проработано до мельчайших деталей, и он был воспринят не как музейный, а как живой, много сказавший уму и сердцу. Трактовка Е. Лебедевым Бессеменова вновь потрясала новизной.

Товстоногов умел открывать актеров. Князь Мышкин И. Смоктуновского в обеих редакциях спектакля (1957, 1966) — эталон проникновения в философию Достоевского.

«Три сестры» и «Дядя Ваня» Товстоногова ознаменовали новый подход к Чехову.

Современные пьесы и проза на сцене БДТ всякий раз оказывались новаторством. «Пять вечеров» А. Володина были открытием нового драматурга. З. Шарко и Е. Копелян в центральных ролях воспринимались как реально существующие люди. Потом были еще два спектакля по пьесам Володина: «Моя старшая сестра» с Т. Дорониной и «Киноповесть с одним антрактом», где дебютировала на сцене БДТ А. Фрейндлих.

Особое место в репертуаре театра заняла проза Шолохова. Первым обращением к ней стала «Поднятая целина» с П. Луспекаевым. Затем был «Тихий Дон», философско-эпическое полотно о судьбах человека и страны с О. Борисовым — Григорием Мелеховым.

Драматична была судьба спектакля по прозе В. Тендрякова «Три мешка сорной пшеницы». Власти не спешили одобрить постановку, но спектакль всё же вышел. А работы О. Борисова, Е. Копеляна (затем К. Лаврова) и молодого Ю. Демича широко обсуждались в критической и зрительской среде.

Дар Товстоногова был многообразен, и не однажды из так называемой хорошо сделанной пьесы он создавал глубокие спектакли. Из очаровательного «пустячка» Н. Саймона «Этот пылкий влюбленный» Товстоногов поставил остроумную комедию положений, полную смысла: человек — не игрушка. Дуэт А. Фрейндлих и В. Стржельчика стал шедевром импровизации.

Отдал дань Товстоногов и Грузии. Его «Ханума» А. Цагарели с Л. Макаровой в заглавной роли — классика жанра, соединившего водевиль, комедию, цирк и лирику. Потом была «Мачеха Саманишвили» Д. Клдиошвили с музыкой Г. Канчели. У истоков грузинской темы в БДТ стоит Р. Агамирзян, поставивший «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н. Думбадзе и Г. Лордкипанидзе.

Вошли в историю театра два музыкальных спектакля: «История лошади» по «Холстомеру» Л. Толстого (сценическая композиция М. Розовского и Ю. Ряшенцева) и «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина (музыка А. Колкера, либретто В. Вербина), где дебютировал В. Ивченко. Единомышленником, соратником Мастера почти во всех спектаклях был выдающийся театральный художник Э. Кочергин.
 
Г.А. Товстоногов создал театр, который на протяжении десятилетий неизменно оставался лидером отечественного театрального процесса.

Созданные им спектакли: «Лиса и виноград» Г. Фигейредо, «Идиот» Ф.М. Достоевского, «Пять вечеров» А. Володина, «Варвары» А.М. Горького, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Мещане» А.М. Горького, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Три сестры» А.П. Чехова, «Прошлым летом в Чулимске» А.В. Вампилова, «Энергичные люди» В.М. Шукшина, «Три мешка сорной пшеницы» В.Ф. Тендрякова, «История лошади» Л.Н. Толстого, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского, «На дне» А.М. Горького… становились событиями в театральной жизни не только Ленинграда, но и всей страны, поражая новизной трактовки, оригинальностью режиссерского взгляда.
 
По крупицам, личность к личности, Г.А. Товстоногов собрал ансамбль уникальных актерских индивидуальностей, составивших лучшую драматическую труппу страны.

Роли, сыгранные на сцене БДТ, принесли известность И.М. Смоктуновскому, О.И. Борисову, раскрыли яркие дарования Т.В. Дорониной, Е.А. Лебедева, С.Ю. Юрского, Е.З. Копеляна, П.Б. Луспекаева, П.П. Панкова, Э.А. Поповой, В.И. Стржельчика, В.П. Ковель, В.А. Медведева, М.В. Данилова, Ю.А. Демича, И.З. Заблудовского, Н.Н. Трофимова, К.Ю. Лаврова, А.Ю. Толубеева, Л.И. Малеванной. В БДТ и поныне играют А.Б. Фрейндлих, О.В. Басилашвили, В.М. Ивченко, Н.Н. Усатова, Е.К. Попова, Л.В. Неведомский, Г.П. Богачев, Г.А. Штиль.

...23 мая 1989 года возвращаясь из театра, Георгий Александрович Товстоногов скоропостижно скончался за рулем своего автомобиля. В дни, когда театр еще не оправился от шока, тайным голосованием коллектива, художественным руководителем БДТ единогласно был выбран народный артист СССР, лауреат Государственных премий К.Ю. Лавров.

Всю свою волю, энергию, актерский и человеческий авторитет он направил на то, чтобы сберечь особый сценический менталитет и мощный генетический код, заложенный Г.А. Товстоноговым. Он приглашал на постановки талантливых режиссеров «одной театральной веры», среди которых был Т.Н. Чхеидзе, который в 1990 году поставил «Коварство и любовь» Ф. Шиллера – спектакль, задуманный еще Г.А. Товстоноговым и ставший первой официальной премьерой БДТ после ухода Мастера.

С этого спектакля открылась новая страница истории Большого драматического театра.
 
27 апреля 2007 года театр простился с безвременно ушедшим К.Ю. Лавровым. В июне единогласным решением труппы художественным руководителем Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова был выбран народный артист России и Грузии Т.Н. Чхеидзе, который прослужил на этом посту до марта 2013 года.

29 марта 2013 года труппе Большого драматического театра был представлен новый художественный руководитель А.А. Могучий.

Сегодня в театре работает коллектив, объединяющий артистов разных поколений: от товстоноговских актеров до выпускников стажерской группы. В репертуаре БДТ – постановки классических и современных пьес, спектакли по мотивам произведений, составляющих канон мировой литературы.

С театром сотрудничают ведущие российские и зарубежные режиссёры, его постановки регулярно участвуют в крупных российских и международных фестивалях. Премьеры, выпущенные БДТ в последние годы, отмечены российскими национальными премиями «Золотая Маска» и «Арлекин», высшей театральной премией Петербурга «Золотой Софит» и другими наградами.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.