Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Режиссёр театра и кино Андрей Альбертович Житинкин
Источник: Яндекс картинки
10:57 / 19.11.2015

"Наступило время туфты"

"Художник? Отлично! Докажи, что то, что ты делаешь, действительно нужно людям. Но… не за государственный счёт! Как на Западе, где, как известно, подавляющее большинство театров - частные. Хочешь ставить нечто эдакое - ищи средства, и если к тебе публика будет ломиться..., считай, что доказал"

На его счету более 70 постановок. Его не особо жалует критика, зато обожают прославленные актёры и особенно актрисы.

У него играли Касаткина и Быстрицкая, Терехова и Гурченко, Полищук и Аросева, обе Яковлевы, Валентина Талызина, Елена Сафонова.

Из любого текста он умеет высечь искру неистовой, всё сметающей на своём пути страсти. Он может быть дерзок и бесстыден, как шут времён Средневековья, или сдержан и благороден, как испанский гранд.

В свои 55 он может позволить себе быть таким, каким захочет. Потому что он - Андрей Житинкин.

- Андрей Альбертович, как случилось, что один из самых скандальных отечественных режиссёров превратился в строгого ревнителя классики?

Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Сейчас у меня «классический период». Мне это интересно.

Я всегда ставил только то, что мне самому было интересно «здесь и теперь», именно поэтому я с большой долей иронии отношусь к тем лейблам, которые на меня навешивает критика.

Я начинал как режиссёр скандальный, потом считался эпатажным, позднее был возведён в ранг модных, затем даже элитарных.

Сегодня - после «Пиковой дамы» и «Маскарада» - меня записывают в апологеты классики. Завтра придумают ещё что­-нибудь. Думаю, что и зритель эту «классификацию» воспринимает с юмором.

- И всё же… Вы предпочитали ставить то, что к постановке было, мягко говоря, не рекомендовано по тем или иным причинам.

Скромничать не буду. Я ещё при СССР поставил «Калигулу» Альбера Камю, первым поставил «Лулу» Франка Ведекинда, «Метеор» Фридриха Дюрренматта,

почти всего позднего Теннесси Уильямса, многое из Жана Ануя, который у нас был тогда практически неизвестен.

«Портрет Дориана Грея» существовал как телеспектакль, а на драматической сцене первым был поставлен тоже мной.

«Милый друг» более 60 лет не шёл на московской сцене, я его вернул. Мне хотелось показать зрителю то, что он вряд ли смог бы тогда прочесть (напомню, интернет ещё не был столь доступен) и тем более увидеть.

А сегодня я хочу показать ему, что классика, как бы ни пытались убедить его в обратном, - это никакой не нафталин.

- Однако вы не превращаете графиню в стареющую сумасбродку с Рублёвки, а Арбенина - во владельца казино. Анфилады и бальные залы - от Сергея Бархина, фраки и кринолины - от Зайцева...

Слава рад был вернуться в театр, сам признался, что очень по нему соскучился. Но важнее другое.

Мне не кажется, что костюм от Hugo Boss сделает Арбенина более близким сегодняшнему зрителю, а пустая сцена с чёрным задником лучше убедит его в черноте души Германна, чем пышные декорации.

Вот пригласить на роль дышащей на ладан старухи искрящуюся неистребимой витальностью Веру Кузьминичну Васильеву или предложить актёру такого масштаба, как Борис Невзоров, сыграть Неизвестного - другое дело!

Современность звучания классики достигается отнюдь не буквальным переносом её в сегодняшний день.

Я испытываю невероятный кайф от того, что обладаю свободой работать с выдающимися мастерами и бессмертными произведениями...

- …не переставляя в авторском тексте ни запятой. Неслыханная щепетильность по нынешним временам!

Я - коренной вахтанговец, для меня примат драматургии не обсуждается. Хочешь выпендриться - пожалуйста, напиши собственную пьесу.

Вахтангов оставлял за режиссёром право нафантазировать любую форму, но… в рамках обстоятельств, предложенных драматургом.

Поиск, провокация не должны ломать внутренний канон, установленный автором, не должны противоречить его взглядам и принципам.

Увы, сегодня в искусстве, не только театральном, появилось невероятное количество дилетантов, для которых существуют только их собственные взгляды и принципы,

ради продвижения которых они и берутся за постановку всё равно какого автора.

Репетиционный период сокращается до минимума, спектакль рождается прямо на площадке из чистой импровизации, внятность сюжета, как и мотивация поступков персонажей объявляются ненужными.

Чем непонятнее, тем лучше: больше шансов заполучить номинацию «Новация» в какой­нибудь раскрученной премии. Наступило время туфты.

- Значит, чтобы не попасться на удочку, зрителю придётся учиться бдительности? Время, когда можно было купить билет наудачу, ориентируясь только на название пьесы, кончилось?

Думаю, да. С каждым новым скандалом публика будет становиться всё предусмотрительней: прежде чем покупать билеты, зачастую весьма недешёвые,

человек постарается разузнать о спектакле по максимуму, ведь возмещение морального ущерба от похода в театр у нас пока не предусмотрено.

- Аннотации к спектаклям он будет изучать, как текст на упаковке печенья на предмет наличия в нём пальмового масла?

Вред от некачественного спектакля гораздо страшнее: как лечить отравленную цинизмом и пошлостью душу?

- Но аннотация, как и упаковка, может, скажем так, слукавить: сошлётся на рецензию модного критика или приведёт отзыв солидного издания. Тогда как?

Как обычно - встать и уйти. Я всегда в антракте наблюдаю за происходящим у гардероба. Можно заручиться десятком хвалебных рецензий, получить кучу премий, но зрителя не обманешь.

Если ему станет скучно или, что ещё хуже, он поймёт, что его обманули и вместо разговора по душам режиссёр устроил сеанс жонгляжа модными приёмчиками,

дабы прослыть новатором и реформатором, зритель встанет и уйдёт. Чем настырней нам пытаются всучить суррогат, тем крепче мы держимся за подлинное.

- Не скажите, нынешним молодым виртуальная реальность куда милей подлинной!

Давайте не будем обобщать. Молодые- разные. Немало таких, кому вовремя мама с папой объяснили, чем подлинное отличается от эфемерного.

Спектакль «Мой бедный Марат» в Театре имени Моссовета мы выпускали к 50­-летию Победы.

В дирекции нам тогда сказали: пару раз для ветеранов сыграете - и ладно. А он идёт уже больше 20 лет.

И в зале всегда есть молодые, и что удивительно - кое­кто приходит по совету родителей, которые смотрели спектакль, когда сами были молоды.

Люди приходят подзарядиться от него энергией, как от батарейки: помните, там один из героев говорит, что даже за день до смерти не поздно начать жизнь с начала.

- А чем вы объясните долгую жизнь «Хомо эректус» в Театре сатиры?

Это тоже «батарейка», только заряжена она иначе - энергией разоблачительного смеха. В этой пьесе Юрия Полякова нет ни одного положительного персонажа.

Для меня это такая гоголевская парадигма: положительный герой у него - смех.

С этим спектаклем вообще забавная история получилась. Я был третьим режиссёром, которого пригласили на постановку, - оба моих предшественника отказались. Потом пришлось сменить весь состав исполнителей.

А когда дело дошло до сдачи готового спектакля, оказалось, что кто­то поспешил «доложить» тогдашнему мэру Юрию Лужкову, будто бы в спектакле есть некая крамола и его надо закрыть.

Он приехал на сдачу, просмеялся два с половиной часа, а на следующее утро, проводя аппаратное совещание, на планёрке порекомендовал своим присным последовать своему примеру.

Никто спектакль, разумеется, закрывать не стал. Одиннадцатый сезон он идёт при аншлагах.

- После громких скандалов минувшего сезона многие абсолютно уверены, что цензуру введут не сегодня завтра!

В СССР была цензура, и выходили гениальные спектакли и фильмы. Тот же Тарковский гораздо больше страдал от внутренних творческих противоречий, чем от произвола цензуры.

Нет для художника ничего сильнее самоцензуры.

- А если он считает её для себя необязательной: я не тварь дрожащая и право имею, ибо я художник!

Художник? Отлично! Докажи, что то, что ты делаешь, действительно нужно людям. Но… не за государственный счёт! Как на Западе, где, как известно, подавляющее большинство театров - частные.

Хочешь ставить нечто эдакое - ищи средства, и если к тебе публика будет ломиться не только на премьеру, но и на пятидесятый, сотый, двухсотый спектакль, считай, что доказал. Повторюсь - публику не обманешь, как ни старайся.

Театр в России из режиссёрского становится продюсерским: директор государственного театра сегодня обязан просчитать все риски,

отдавая себе отчёт в том, какого режиссёра и для какой постановки он приглашает, потому что бюджетное финансирование искусства сокращается, подобно шагреневой коже.

- Вокруг дальнейшей судьбы «Золотой маски» идут ожесточённые дебаты...

Дебатировать можно сколько угодно, всё в конечном итоге сводится к вопросу ротации экспертного совета и жюри. Не могут в эти структуры годами входить одни и те же люди.

В России проблема единого театрального пространства стоит очень остро. Понятия «театральная провинция» нет ни в одной стране мира.

Премьера в Лионе или Марселе может быть не менее громкой, чем в Париже: столичной публике, как и столичной критике, не стоит большого труда добраться во французскую глубинку.

У нас ситуация иная, а потому театральные фестивали, и в первую очередь «Золотая маска», должны соединять разделённое бесконечными расстояниями

и призрачными дорогами пространство русского театра, а не кромсать его на «форматы» и «неформаты».

Беседу вела Виктория Пешкова



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.