Мечтания о жемчуге
Выставка сиятельных ценностей в Государственном Историческом Музее
«И мечтанья — светлый жемчуг,
Оттененный розой алой».
Константин Бальмонт.
Поэты, ювелиры и колдуны утверждают, что у драгоценного камня есть душа и он сам выбирает своего обладателя, а если человек не подходит бриллианту или сапфиру — камень «сбегает» или медленно убивает непонятливого хозяина.
Случайно ли в одном из сказов Павла Бажова драгоценности из шкатулки заставляли мучиться «чужую», но сами «липли» к Танюшке? В мире сверкающих граней и дивных соцветий особую роль играет жемчуг — хотя бы потому, что людей издавна восторгало само рождение жемчужин.
В словарях бесстрастно перечисляется, что жемчуг - «биогенное твёрдое, округлое или неправильной формы образование, извлекаемое из раковин некоторых морских и речных моллюсков. Образование жемчуга является защитной реакцией организма моллюска на любое инородное тело, попавшее в мантию или между мантией и раковиной».
В этом - нечто запредельное и — банальное одновременно. В старинные века бытовала отнюдь не романтическая профессия — ловец жемчуга, а в Италии и на юге Франции существовали целые кланы здоровых, смелых и — рано старящихся мужчин.
Они умирали ради того, чтобы какая-нибудь мадам де Монтеспан могла обмотать свою толстую шею рядами бус. Увы, мы давно уже привыкли к мысли: все красоты и свершения цивилизации — это чьи-то мучения и загубленные жизни.
Литературно-драматический язык использует «жемчуга» в переносном смысле — мы патетически говорим «жемчужина коллекции» или же - «выдать перл» - иной раз в ироническом смысле. Жемчужина предъявляется, как что-то уникальное и не имеющее себе аналогов.
Николай Гоголь отмечал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи». Витиеватый Константин Бальмонт выдал: «Жемчужина небесной тишины». Он же сравнил мечтания — со светлым жемчугом. То — у стихотворцев.
У женщин — свои причуды и уайльдовская Мейбл Чилтерн сетует, что ей не полагается иметь бриллианты: «Гертруда разрешает носить только жемчуг, а я его терпеть не могу. В жемчугах я такая скромница, умница, пай – девочка». Это наивное мнение вовсе не разделяла популярная куртизанка той эпохи Лина Кавальери — или, как её называли, «королева жемчугов».
Она игриво позировала в длинных — прямо-таки многоярусных ожерельях, цена которых приближалась к целому состоянию. Другая «камелия полусвета», жившая несколько раньше, взяла себе чарующий псевдоним — Кора Перл, как раз в честь любимых жемчужин. Так что не права оказалась Мейбл Чилтерн относительно пай-девочек.
Итак, в Государственном Историческом Музее сейчас проходит выставка «Жемчуг: сокровища морей и рек». Мечтания о жемчуге! Все экспонаты привезены из музеев Катара, однако, здесь не только и не столько восточные образцы, но - целый ряд европейских и американских работ. Большинство из них имеют презанятную «биографию».
В зале — благоговейный полумрак, а сиятельные ценности находятся в специальных нишах. Жемчуг — очень капризен. Юлиан Семёнов писал в «Бриллиантах для диктатуры пролетариата», что «...жемчуг умирает, если не чувствует тела рядом с собою. Камень стал таким жухлым оттого, что пролежал пять лет в хранилище.
Жемчуг относится к тому редкостному типу драгоценных камней, которые знают влюбленность». Тут мы видим изумительный матовый блеск и множество оттенков — современные методы позволяют держать камни в первозданном виде и радовать взор. На почётном месте — раковины с жемчугом — так появляется на свет чудо. Человеку остаётся лишь поймать и — оценить по достоинству.
За стеклом - тиара леди Ханны Росбери (Англия, 1878 г). Призовая дева из фамилии Ротшильдов, она досталась графу Росбери, сделавшись одной из самых значительных дам викторианской эры. Эту сказочную тиару и преподнёс радостный жених своей невесте.
Ханна не отличалась внешней привлекательностью, но кого интересует лицо и фигура, когда речь заходит о девушке из фамилии Ротшильд, к тому же умной и благонравной? Той, которой можно всецело доверять.
Выросшая в недостижимой роскоши, мисс Ротшильд обладала, тем не менее, чудесным характером. Граф был искренне привязан к Ханне и более не женился после её смерти. Осталась тиара — она и сегодня поражает нас величиной жемчужин — круглых и каплевидных, в окружении бриллиантовых брызг.
Вот — вещь, взятая из другой исторической плоскости. Тиара эрцгерцогини Марии Валерии (Австрия, 1913 г.). Золото, серебро, бриллианты и - жемчуг в качестве этакой вишенки на торте. Сия тиара принадлежала дочке самого Франца Иосифа.
Прелестная эрцгерцогиня, конечно, не могла тягаться в грации со своей матерью — легендарной Элизабет Австрийской (той самой Sissi – о ней продолжают сплетничать и поныне), однако же, считалась одной из самых очаровательных принцесс Европы.
Украшение относится к эпохе Ар нуво, и потому — у основания тиары модные изгибы-лианы в стиле 1910-х. В целом же тиара вполне традиционна и, если б не этот виньеточный извив, она показалась бы вневременной. Её рисунок напоминает герб, что не удивительно.
Сама же Мария Валерия прославилась не роскошеством и помпой, но — благотворительностью. В 1900 году эрцгерцогиня приняла обязанности патронессы Красного Креста — дочь императора основывала госпитали и собирала деньги на помощь страждущим.
Ещё одна милая игрушка эпохи Ар нуво - брошь из натурального жемчуга в форме «крылышек». Сработано в Нью-Йорке (ок. 1890-1900 гг). Брошь-цветочек. Растительные мотивы, столь часто используемые в те времена. Актуален тезис: женщина — подобна красивому растению, «декоративный пол», как говаривал Оскар Уайльд. Отсюда — бесчисленные розы и туберозы — в стихах и ювелирных изделиях.
Иные вкусы - тиара Ганноверского королевского дома. Германия 1930-х годов. Сопроводительная табличка гласит, что здесь использованы «крупные тихоокеанские жемчужины». Жемчужины — каплевидной формы. Украшение кажется простым на вид — по сравнению с тиарами Ханны Ротшильд и Марии Валерии Габсбург.
Сейчас покажется странным и — диким, но в гитлеровском Рейхе кипела активная «светская жизнь» - принцы во фраках и принцессы в парижских нарядах от Lelong, Lanvin и Vionnet щебетали о матримониальных вариациях. Блистали. Хвастались коронами. Но — политика это так скучно!
Жизнь предвоенной Европы — это колоссальный пир... во время чумы, во славу чумы и — ещё перед большей чумой. Хотя, обвинять в этом ювелиров и принцесс было бы — подло.
На выставке представлены разнообразные ожерелья. Жемчужные нитки всегда — кстати. Их носили и при дворах галантных Людовиков, и в XX сумасшедшем веке. Изысканный денди мистер Фицджеральд воспел жемчуга в своих романах: «...ёе загорелая спина походила на атласную мантию, украшенную жемчужным ожерельем...» или: «Нитка матового жемчуга оттеняла ровный апельсинно-коричневый загар».
Коко Шанель сделала «простые» бусики — частью своей модной философии. Но вот — пафосное ожерелье «Тысячелетие» от Cartier. (Не только жемчуг, но и — главным образом изумруд, ограненный в Индии лет за 300-350 до Миллениума).
Изделия дома Cartier отличаются цветностью и нарочитым, бьющим в глаза, богатством. Это — политика дома. Когда-то мне довелось прочесть, что вкус у Картье «испортился» из-за голливудских актрис, топ-моделей и всевозможных нуворишей, которым не терпелось заполучить штуковину именно с этим фирменным значком. Желание клиента — закон для ремесленника!
Ах... Куда как благороднее смотрятся восточные изделия — из Индии или из арабского мира (например, ожерелье от Хусейна Альфардана).
Удивляет филиграное ожерелье «Иней», созданное из мелкого жемчуга мастером Сам Тхо Дуонгом из братского Вьетнама (2011). Правда, об инее у вьетнамца довольно забавные представления — это, скорее, нечто коралловое. Или цветок из джунглей.
Вот — жемчужный перстень актрисы Элизабет Тейлор — она была несказанно хороша в юности и зрелые лета, но по мере её приближения к пожилому возрасту, она делалась жадной до мужчин и драгоценностей. Краса её приходила в «негодность», являя миру напыщенно-одутловатую болезненность, зато пальцы, шея и причёски буйно расцвечивались каменьями.
Над этим подшучивали и даже издевались бессердечные журналисты. Это кольцо — символ тоски по утрате естественной прелести. Гости могут увидеть и знаменитое безумство эпохи сюрреализма - брошь по эскизу Сальвадора Дали (1949). Яркий рубиновый рот, обнажающий ряды зубов-жемчужин. Пугающий, эпатажный выплеск фантазии — Сальвадор Дали постоянно удивлял своими шутками-прибаутками.
Есть фотографии — девушка-модель прикладывает «драгоценный» рот к своему-реальному, не такому интересному. Брошку-зубы часто копируют и цитируют, превращая в расхожий предмет бижутерии. Это едва ли не самая узнаваемая брошь в истории человечества. Да, к тем устам полагалось ещё и бриллиантовое око с часовым механизмом вместо глазного яблока.
На экспозиции представлены жемчужины разного формата и — разного цвета. Устроители выставки в одном из интервью посетовали, что людям хорошо известен лишь классический белый жемчуг и — чёрный (как же - «Чёрная жемчужина» капитала Джека-Воробья!»).
Но оттенки могут быть самые разные, включая оранжевый - «мело», напоминающий солнышки. Поэтому «холодный свет жемчужины», о которой прохладно писал Игорь Северянин — это не всегда истина. Жемчуг бывает очень тёплым.
Читая в юности дамский роман об Анжелике, я обратила внимание на цвет жемчугов мадам: «Из украшений Анжелика выбрала розовый жемчуг: серьги в виде виноградной грозди, ожерелье в три нити на шею и грудь и диадему в форме полумесяца».
И вот, что главное: «Анжелика купила гарнитур у ювелира, зачарованная его рассказами о теплых морях, где добыли эти жемчуга, о долгих торгах и скрупулезных осмотрах, о далеких странствиях, в которых побывали запрятанные в шелковые мешочки драгоценные бусины, переходя от арабских купцов к греческим или венецианским.
Ювелир набивал цену, расхваливая свой товар; он говорил, что каждая жемчужина — это настоящее сокровище, похищенное из райских садов».
Путь блестящего камня — это война, интрига, страсть, роман плаща и шпаги. «- Вы не замечали, darling, что драгоценности всегда имеют налёт какой-то победительной жестокости?», - спросил один из персонажей Анатоля Франса и уже как-то со страхом и трепетом вглядываешься в эти ожерелья, тиары, подвески.