Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Сцена из оперы "Отелло" Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (Москва)
Источник: Яндекс картинки
15:13 / 26.06.2019

Власть сильнее любви
По Кончаловскому оказывается, что беспредел зла – это не выбор Отелло. Он, ослеплённый трагедией ревности (в финале он всё время в тёмных очках), лишь подчиняется чужой воле, он проводник судьбы. Под занавес спектакля на сцене возникает монструозного масштаба бюст, олицетворяющий собирательный образ демонического правителя: тирания уничтожает человечество

Андрей Кончаловский впервые поставил оперу в Москве

Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко завершает парад премьер юбилейного сотого сезона представлением самой знаменитой оперы на шекспировский сюжет – «Отелло» Джузеппе Верди в постановке Андрея Кончаловского.

Этот спектакль стал ещё и кульминацией фестиваля искусств «Черешневый лес», умеющего мастерски сочетать образцы подлинного искусства с атмосферой абсолютной гламурности, когда в зале звёзд больше, чем на сцене, а всех гостей в качестве угощения ждёт черешня, изящно оправдывая название форума.

Несмотря на историческую дату, оперный сезон у театра в художественном смысле получился лаконичным.

На Малой сцене показали сделанную в стиле мюзикла «Фрау Шиндлер» американца Томаса Морса, не обладающую никакими музыкальными достоинствами, явно паразитирующую на теме, что раскрыл Стивен Спилберг,

а на Основной сцене представили также образец современной оперы – «Влюблённого дьявола» Александра Вустина, бесспорное достоинство которого – участие в нём дирижёра Владимира Юровского.

Является ли такая специфическая афиша следствием уже давно развивающегося за кулисами концептуального конфликта:

быть театру «домом» – репертуарным коллективом или работать по принципу серийного проката спектакля – между директором Антоном Гетьманом и худруком оперы Александром Тителем, сказать однозначно нельзя.

Но так или иначе «Отелло» в версии Кончаловского – единственная оперная премьера, адресованная аудитории, что делает кассу театру.

«Отелло» публика очень любит, но эта опера, хотя и очень «благодарная» для воплощения в доминанте современного режиссёрского театра, редко появляется сегодня в театре, так как требует незаурядных голосов для главных партий.

Быть может, в этом маленькая композиторская месть певцам от Верди, который написал «Отелло» после 15-летнего «оперного безмолвия». Андрей Кончаловский первый раз поставил оперу в Москве.

Хотя знаменитый кинорежиссёр, воспитанник не только ВГИКа, но и Московской консерватории по классу фортепиано, совсем не дебютант в оперном жанре.

Его самая успешная работа – «Война и мир» Прокофьева на сцене нью-йоркской Метрополитен-оперы, звёздами которой были Анна Нетребко и Дмитрий Хворостовский.

Когда открывается занавес в Москве, мгновенно создаётся впечатление, что нас ожидает роскошная опера, сделанная с голливудским размахом, который режиссёру известен не в теории: на «фабрике грёз» он сделал несколько картин, среди которых блокбастер «Танго и Кэш» с Сильвестром Сталлоне и Куртом Расселом в главных ролях.

Венецианское действие, окутанное в шелка, парчу и бархат (сценография англичанина Мэтта Дили, костюмы Дмитрия Андреева), разворачивается неспешно (оркестр под управлением Феликса Коробова часто с некоторым избытком звучания на форте демонстрирует нарочито замедленные темпы, но подчёркивающие симфоническую фактуру вердиевской партитуры) и уж слишком спокойно.

Дело в том, что в предполагаемой демонической власти Яго тут нет завораживающей силы духа и главного его оружия – обаяния и обольстительности. Будто баритона Антона Зараева совсем не волнуют намерения и цели его героя.

Монотонны диалоги и монолог звучит вяло, почти сонно, без нюансов и смысловых акцентов, будто не о собственной душе, к тому же со значительными вокально-стилистическими промахами.

Музыкально ситуацию не спасает и Кассио, тот, кем Яго манипулирует, хотя работа тенора Владимира Дмитрука одна из лучших в спектакле.

Беспрекословная примадонна нынешней премьеры Хибла Герзмава, чью Дездемону уже слышали в Париже, Дрездене и Нью-Йорке. Но в Москве певица сделала роль совсем не по привычному трафарету «белокурого ангела».

Её Дездемона – женщина гордая и волевая. В своём чувстве и верности к Отелло её ничего не страшит, и она не утрачивает своего «я». И лишь в песне об иве и в предсмертной молитве «Ave Maria» не только очень изысканно поёт, но и позволят себе быть нежной.

Безусловно, особое внимание приковано к образу ревнивого мавра. Отелло в исполнении Арсена Сагоманяна, несколько лет назад распрощавшегося с амплуа баритона в пользу драматического тенора, получается интересным.

Быть может, певцу пока ещё не хватает должной теноровой легкости и яркости в верхнем регистре, но он поёт очень ровно и красиво в стиле старой итальянской школы, чем немного напоминает знаменитого чилийского баритона Рамона Виная, также исполнявшего Отелло.

Озадачивает доминирующее на сцене эмоциональное спокойствие, коим заражается и публика, без какой-либо реакции наблюдающая за происходящим.

Но только до того момента, как вдруг Отелло и Яго, а вслед за ними и все действующие лица, кроме Дездемоны, сбрасывают венецианские одежды, под которыми спрятаны муссолиниевские мундиры.

По Кончаловскому оказывается, что беспредел зла – это не выбор Отелло. Он, ослеплённый трагедией ревности (в финале он всё время в тёмных очках), лишь подчиняется чужой воле, он проводник судьбы.

Под занавес спектакля на сцене возникает монструозного масштаба бюст, олицетворяющий собирательный образ демонического правителя: тирания уничтожает человечество.

А как сложится судьба театра в следующем 101-м сезоне, чей номер, если обращать внимание на нумерологию, схож с телефоном «Службы спасения», покажут премьеры, среди которых «Похождения повесы» Стравинского в постановке Саймона Макберни в тандеме с молодым дирижёром Тимуром Зангиевым,

что на два десятка представлений арендована у знаменитого французского фестиваля в Экс-ан-Провансе, а под занавес сезона на сцену выйдет «Вольный стрелок» Вебера – шедевр раннего романтизма, что не представлен ни в одном театре России.

За эту постановку отвечают Александр Титель и дирижёр Фабрис Боллон.

Это бесспорно просветительский риск театра, который, наверное, в коммерческом плане компенсирует другой проект сезона от Александра Тителя – театрализованное попурри-шоу из опереточных шлягеров под названием «Зимний вечер в Шамони».

Видео на канале YouTube "Статьи на ЗдравствуйРоссия.Рф"

Раздел "Культура", подраздел "Музыка"



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.