Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Музей-заповедник Абрамцево
Источник: Яндекс картинки
12:48 / 22.10.2013

Стиль как самоидентификация

Погружаться в атмосферу лучше в самом Абрамцеве - "Там русский дух, там Русью пахнет". Но подготовленная многолетними усилиями искусствоведов и музейщиков экспозиция даёт представление о «русском стиле», впечатляя возможностью неожиданных "открытий"

Впервые два крупных музея - Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства и Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник "Абрамцево" - объединили свои коллекции для организации масштабной выставки "Сокровища русского стиля".

Представлено более 100 работ, выполненных выдающимися мастерами  второй половины  XIX - начала XX века.

Конечно, погружаться в атмосферу лучше в самом Абрамцеве - "Там русский дух, там Русью пахнет". Но подготовленная многолетними усилиями искусствоведов и музейщиков экспозиция даёт представление о "русском стиле", впечатляя возможностью неожиданных "открытий".

Надо, впрочем, иметь в виду, что перед нами не аутентичные изделия из обихода крестьян, а стилизация - добротная, созданная профессиональными художниками, увлёкшимися народным творчеством.

Одной из первых в этом ряду стоит сестра художника Василия Поленова, Елена Дмитриевна, которая в 1880-1890-х частенько жила в усадьбе Саввы Мамонтова и писала акварельные пейзажи.

Прогулки по соседним деревням познакомили её с ремёслами, где резьба по дереву считалась обязательным украшением обережного характера, восходящим к языческим поверьям.

Поленова организовала в 1882 году столярно-резчицкую мастерскую, где учились и работали резчики из окрестных сёл Хотьково, Ахтырка, Кудрино, Мутовки, а в 1885-1892 гг. взяла на себя её художественное руководство.

По собственным эскизам Поленовой (их более ста) были изготовлены различные предметы мебели и утварь. Когда в Абрамцеве появилась керамическая мастерская, она приняла участие и в её работе.

Таким образом, деятельность Мамонтовского художественного кружка определил национальный вектор, взятый за основу творчества.

В кудринской мастерской сформировался особый стиль резьбы, сочетающий плоский и геометрический рельефы с ритмичным растительным орнаментом, где подчёркиваются разнообразие тонировки и природная красота дерева.

Кудринцы вплели отдельные элементы (веточки, завитки, розетки) в цельность орнаментальной композиции, покрывающей всё изделие, чем определили принципы органичного использования резного декора в предметах хозяйственного назначения - ковшах, бочатах, солонках, блюдах, зеркальных рамках, шкатулках, вазах, посвечниках. Уникальны и предметы мебели - от навесных полок и шкафчиков до комодов, буфетов и кресел.

Выставка несколькими разделами объясняет влияние абрамцевской школы на развитие и других художественных центров Сергиево-Посадского округа.

Одна из достопримечательностей музея-заповедника - "Избушка на курьих ножках", построенная по рисунку В. Васнецова в 1883-м. Её макет работы Н. Филасова, выполненный из липы в 1926 году выглядит игрушечной 3D-иллюстрацией русской сказки.

Композиция В. Ворноскова "Ладья "Садко" также изготовлена уже в 1920-х. А "Царские врата", которые экспонируются впервые через сто лет после Всероссийской кустарной выставки 1913 года в Петербурге, сделаны на основе сосны с резьбой по липовым накладкам.

Здесь они позиционируются главным экспонатом. Это копия Царских врат из церкви Иоанна Богослова, возведённой недалеко от Ростова Великого в 1562 году. Эскизы С. Малютина, А.и В. Васнецовых, Н. Давыдовой, А. Головина, В. и Е. Поленовых, А. Мамонтова, И. Баклина помещены рядом с выполненными по ним изделиями, что демонстрирует поэтапность создания произведений - от замысла к реализации.

Небольшое количество майолик приехало на эту выставку из Абрамцева, но основная экспозиция Музея декоративно-прикладного искусства содержит великолепные образцы.

И в первую очередь это работы Михаила Врубеля: несколько вариантов знаменитой "Египтянки", "Лель", "Девушка в венке", "Морская царевна" и чудо чудное - керамическая облицовка камина "Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем", составленная из майоликовых изразцов (225х275). Таких каминов было сделано всего семь, самый первый - для Всемирной выставки в Париже в 1900 г. и там же проданный.

В России сейчас хранятся пять экземпляров, отличающихся цветовым решением.

М. А. Врубель. Камин "Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем"



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.