Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Венчание на царство Михаила Фёдоровича Романова (фрагмент) 2018-2020 ггг.
Автор: Белюкин Дмитрий Анатольевич
Источник: Яндекс картинки
14:05 / 12.10.2022

Картина как ребёнок - ей надо дать время родиться
"Я люблю долгие подготовительные периоды - многое уже обдумано, изучено, проработано и готово выплеснуться на холст. И начинает грызть тревога, нарастающая с каждой «пятилеткой» - успеваешь сделать меньше, чем задумано. Это чувство многим знакомо. Кто-то из коллег начинает работать быстрее. А мне кажется, что картина, как ребёнок, должна взрасти и родиться в свой срок",- Дмитрий Белюкин

Многострадальная, героическая, великая…» - в названии персональной выставки Дмитрия Белюкина, развернутой в залах Российской академии художеств к юбилею художника, сформулирована сверхзадача, которой мастер следует всю жизнь.
 

- Дмитрий Анатольевич, как отбирались работы для выставки?

Принцип остаётся неизменным уже многие годы - всё, что сделано за последние пять лет, а это около ста работ. Академия художеств даёт возможность рассказать, чем ты живёшь сегодня. Есть картины, на которых, можно сказать, ещё краска не просохла.

Их вообще никто пока не видел. Конечно, есть и какие-то особенно дорогие сердцу более давние работы, но они тут присутствуют скорее как камертоны главной темы в моей жизни - истории Отечества.

Я очень люблю эти залы - они компактны, то есть соразмерны масштабам полотен, а значит, помогают зрителю установить личный контакт с ними, а это для художника важнее всего.

- История России масштабна и многогранна. Какие периоды сегодня вам интересны в первую очередь?

Их несколько. Например, XVII столетие, полное судьбоносных для нашей страны событий, в частности - конец Смутного времени и эпоха первых Романовых. Я долго к нему подступался. Долго стучался в эти ворота, прежде чем они начали приоткрываться передо мной.

Погружение в эпоху заняло больше года. Я всегда очень тщательно штудирую первоисточники. Мне интересны люди, их характеры, взаимоотношения - кто с кем дружил, кто кого боялся.

Ведь на полотне должны появиться не абстрактные фигуры в исторических костюмах, а в буквальном смысле реальные личности во всей человеческой сложности.

«Венчание на царство Михаила Фёдоровича Романова», «Трудно мне, отче» (Михаил Фёдорович со своим отцом патриархом Филаретом), «Алексей Михайлович Романов и патриарх Никон за обсуждением проекта Нового Иерусалима».

Макет храма и чертежи, изображённые на картине, - подлинные. Вся эта серия, а в планах у меня ещё четыре картины - частный заказ человека, очень тонко чувствующего историю.

Если бы не он, я, возможно и не рискнул бы окунутся в это время - слишком высока планка, заданная Суриковым.

- Испокон веков художники творили в основном по заказу. Сегодня это редкость?

К сожалению. Большинство картин я пишу на свой страх и риск. Но если малочисленность частных заказов хотя бы объяснима, то отстранённость государства не может не огорчать.

Особенно в тех случаях, когда по идее оно должно быть прямо заинтересовано в сотрудничестве с художниками. Здесь на выставке есть картина «Битва при Молодях». В августе исполнилось 450 лет со времени сражения русского войска с армией крымского хана Девлет Гирея.

Широкой общественности эта битва не очень известна. Логично было бы организовать конкурс живописных работ, устроить выставку, открыть для публики эту страницу отечественной истории.

Мне с этим полотном просто повезло - оно было заказано Министерством обороны. Это была увлекательнейшая и очень сложная работа - я познакомился с реконструкторами и, можно сказать, принял участие в «сражении», оказавшись в самой его гуще. Непередаваемое ощущение!

- Это не единственная на выставке работа, выполненная по заказу МО. Историческая тема у этого ведомства – в «зоне особого внимания»?

Конечно! Студия военных художников имени Грекова, в которой я имею честь состоять, - лучшее тому подтверждение.

Одна из недавних моих работ была заказана финансовым управлением МО на весьма неожиданную тему - «Контроль духовенства за мерами и весами в Великом Новгороде в XIII веке».

В те времена в храме Иоанна Предтечи на Опоках, это торговая сторона Новгорода, хранились эталоны мер веса и длины. Новгород активно торговал с Ганзейским союзом, и нужно было следить за качеством поставляемого туда товара.

Одной из самых важных статей экспорта был воск, он и стал «героем» картины. А монахи, проверяющие вес этой глыбы, - контрольно-ревизионная служба тех давних времён.

- Пушкиниана, которой вы занимаетесь на протяжении многих лет, пополнилась целой серией произведений. Что обратило вас к дуэли Пушкина с Дантесом?

Вы правы, я в пушкинской теме, можно сказать, всю жизнь. Изучал её глубоко и скрупулёзно - могу по памяти любой костюм изобразить. Но вот к теме гибели Александра Сергеевича я до сих пор вплотную не приближался.

Серия «Дуэль Пушкина» выполнена по заказу Государственного музея А.С. Пушкина для большого выставочного проекта.

А сама идея принадлежала Александру Кибовскому, который в данном случае выступал не как глава департамента культуры, а как авторитетный специалист по истории военного костюма и автор исследований по дуэли поэта.

Серию составят одиннадцать картин, рассказывающих о том роковом дне. Всё начинается у кондитерской Вольфа и Беранже на Невском, где встретились Пушкин и Данзас, а закончится видом дома на Мойке, у которого в отчаянной надежде сутками стояли почитатели умиравшего гения.

На выставке представлено только семь картин, остальные ещё в работе. Но мне очень хотелось представить публике хронику самой дуэли - временной интервал между событиями на полотнах составляет три-четыре минуты.

- Когда за плечом буквально стоит профессиональный историк, работать легче или сложнее?

С одной стороны, легче - у меня была точная информация о том, кто где должен был стоять, как сходиться, с какой позиции стрелять, ведь дуэльный кодекс очень жёсток.

А с другой - во много раз сложнее, ведь передо мной стояла не столько художественная, сколько документальная задача. К примеру, положение Дантеса в момент выстрела пришлось переписывать трижды.

- Выставка открыта, что дальше? На подрамнике уже стоит холст, ожидающий первого прикосновения кисти?

Стоит. И не один. После открытия выставка начинает жить своей жизнью. Она - точка над уже сделанным. А ты можешь целиком уйти в новые замыслы. Я люблю долгие подготовительные периоды - многое уже обдумано, изучено, проработано и готово выплеснуться на холст.

И начинает грызть тревога, нарастающая с каждой «пятилеткой» - успеваешь сделать меньше, чем задумано. Это чувство многим знакомо. Кто-то из коллег начинает работать быстрее. А мне кажется, что картина, как ребёнок, должна взрасти и родиться в свой срок.

Да, меняется чувство времени, и 60-летие представляется устрашающей датой. Понимаешь, что не всё впереди, хотя, по счастью, не всё и позади. Впрочем, в жизни ведь всё относительно.

Может быть, мы встретимся через 20 лет, и я буду говорить, как хорошо было в 60 лет - столько всего ещё было впереди…

Беседу вела Виктория Пешкова



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.