Серов Александр Николаевич (1820–1871), композитор
Александр Николаевич Серов русский композитор, музыкальный критик. Родился в Петербурге 11 (23) января 1820 в семье чиновника. Получил образование в Училище правоведения, одновременно занимался игрой на фортепиано и виолончели. С 1841 состоял на службе в министерстве юстиции, в том числе в 1845–1850 – товарищем председателя Таврической уголовной палаты в Симферополе.
По возвращении в Петербург выступал в печати с обзорами концертной и музыкально-театральной жизни. В 1852–1854 вновь на службе в Крыму; в дальнейшем, вернувшись в Петербург, числился чиновником министерства внутренних дел. В 1858 и 1859 во время поездок за рубеж Серов познакомился с операми Р. Вагнера (и с ним лично), что оказало большое влияние на его взгляды. Еще в начале 1850-х годов пытался создать оперу на сюжет Майской ночи Гоголя, однако впоследствии уничтожил партитуру; более поздние замыслы опер Ундина и Полтава остались нереализованными.
Наконец, в начале 1860-х годов Серов избрал сюжетом пьесу Паоло Джакометти (1816–1882) Юдифь, и эта первая опера композитора при постановке в Мариинском театре (в 1863) имела большой успех. Следом за премьерой Юдифи Серов приступил к работе над историческим сюжетом Рогнеда (либретто Д.В. Аверкиева); поставленная там же в 1865, эта опера вызвала полемику в прессе.
Серов обратился к драматургу А.Н. Островскому с предложением составить либретто к опере "Вражья сила". Однако вскоре Островский отошел от работы, а сам Серов не успел завершить оперу. "Вражья сила" была закончена его женой Валентиной Семеновной Серовой (урожденной Бергман; 1846–1924), которая была талантливым музыкантом (ученица А.Г. Рубинштейна) и сама позже создала несколько опер при содействии петербургского композитора Н.Ф. Соловьева (поставлена в Мариинском театре в 1871).
Подобно многим своим современникам Серов был самоучкой в композиции, но, в отличие от них, к регулярному композиторскому творчеству пришел поздно: решающую роль сыграло, с одной стороны, изучение опер Глинки (его Серов буквально боготворил), а с другой – знакомство с операми Вагнера: Серов стал первым убежденным русским вагнерианцем, что очень заметно в его критической деятельности, но мало отразилось на музыкальном содержании опер.
Юдифь принадлежит к жанру «большой оперы» мейерберовского типа, достаточно новом на российской сцене; в ней сильно как ораториальное, так и театрально-декоративное начала. Лапидарность стиля, уместная в библейской опере, производит менее приятное впечатление в Рогнеде на сюжет из времен крещения Руси, но эффектность ряда ее сцен несомненна. После Рогнеды Серов совершил весьма резкий поворот, обратившись к драме Островского из современного быта, став тем самым первым русским композитором, решившимся писать «оперу из современности».
Серов был талантливым и темпераментным критиком, стремившимся, помимо прочего, к установлению научных основ в оценке музыкальных произведений (в этом смысле выделяются его статьи Музыка, музыкальная наука, музыкальная педагогика, 1864, и Русская песня как предмет науки, 1869–1871).
Безусловный культ Глинки и Даргомыжского сочетался у него со сложным отношением к современникам (часто обусловленным личными мотивами): например, он не вошел в «Могучую кучку» и относился к ней как к кружку враждебно и в то же время выступал против «консерваторского» направления А.Г. Рубинштейна. В последние годы был в дружеском общении с Аполлоном Григорьевым.
Умер Серов в Петербурге 20 января (1 февраля) 1871.