Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Кадр из фильма-сериала«Слово пацана. Кровь на асфальте». В роли Наташи - Елизавета Базыкина
Источник: Яндекс картинки
10:23 / 15.11.2023

"Удержаться в этом сером мире"
Первая часть в названии нового сериала отсылает к  книге Роберта Гараева "Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х" - о тех, кто бил и попадал под раздачу, написанной непосредственно участником одной из местных группировок. При этом книга стала только отправной точкой, а не источником для экранизации. Оригинальный сценарий Крыжовников написал вместе с Андреем Золотаревым

Каким вышло "Слово пацана" - самый ожидаемый сериал сезона

Рассказываем, чего ожидать от нового проекта Жоры Крыжовникова

На прошлой неделе в онлайн-кинотеатрах START и Wink вышел сериал "Слово пацана. Кровь на асфальте" - драма Жоры Крыжовникова, имеющего неофициальный статус народного режиссера после фильмов "Горько", "Самый лучший день" и сериала "Звоните ДиКаприо!".

Пять лет назад именно с этого сериального дебюта Крыжовникова в России началась эпоха конкурентного стримингового контента.

Сегодня его новый проект о тех, кто за словом в карман не полезет, - победитель фестиваля "Новый сезон" как самый ожидаемый сериал. Мы поговорили с создателями "Слова пацана" о трагедии, которая легла в его основу, и времени, в которое не хочется возвращаться.

1989-й - год взлетов и падений. Михаил Горбачев выводит войска из Афганистана и жмет на Мальте руку Джорджу Бушу - старшему в знак окончания холодной войны.

Падает Берлинская стена, а предсмертное дыхание Советского Союза накрывает все 286,7 млн человек, живущих в его размывающихся границах.

1989 год - кульминация перестройки в СССР. В самый темный час перед рассветом - безотцовщина, бедность, бардак в стране и, главное, в головах молодых людей, выходящих по вечерам от нечего делать стенка на стенку.

Такой натуралистично дискомфортной рисует эпоху 34-летней давности режиссер Жора Крыжовников уже в первых эпизодах "Слова пацана", где под "Седую ночь" зритель вспоминает (или только открывает) время дефицита и внезапно обретенной свободы.

Пацан или чушпан?

Прилежному школьнику Андрею (дебютант Леон Кемстач) 14 лет. Его выглаженная синяя форма идеально контрастирует с красным пионерским галстуком, а тонкие пальцы отбивают по клавишам пианино новый этюд на отчетном концерте.

Но только в музыкальной школе. Дома в скромной хрущевке пианино нет, и Андрей учит ноты на нарисованном им самим клавишном регистре. Вместе с маленькой сестрой его воспитывает мать-одиночка, которую играет Юлия Александрова - константа проектов Крыжовникова.

Андрей - чушпан и нередко на себе ощущает гнев уличной шпаны. Чушпанами называли "не пришитых" ни к одной из разродившихся в 1980-х годах молодежных группировок. Аутсайдеров, которые рано или поздно пойдут "на корм" настоящим пацанам "с района".

Новый приятель Андрея хулиган Марат (Рузиль Минекаев) как раз из таких, вернее, на пути к таким.

Ребенок из обеспеченной семьи мечтает стать королем районов-кварталов, нежели прилежным сыном успешного главы семейства (Сергей Бурунов), пропадающего 24/7 в недрах оборонного завода.

Пока Андрей пытается подтянуть Марата по английскому и заручиться защитой таких, как он, однокашник учит воровать кепки-сеточки из комиссионок и становится его проводником в мир группировок.

Союзничество подростков приводит к тому, что в какой-то момент отличнику пора наконец определиться, кто он: чушпан или пацан?

Доказать принадлежность ко вторым надо не только словом, но и делом - разбитыми кулаками и первой кровью на асфальте. О музыкалке можно забыть.

Не бросайте детей


Директор по контенту онлайн-кинотеатра Wink Александр Косарим, представляя проект в сентябре на фестивале "Новый сезон", назвал "Слово пацана" большой трагедией.

Продюсер сериала Галина Стрижевская поясняет, что в тяжелые перестроечные времена взрослым буквально приходилось выживать самим, меньше всего думая о воспитании подрастающего поколения.

"Подростки, дети, школьники - все они, по сути, были предоставлены сами себе.

У родителей не хватало времени не то что на воспитание, просто на внимание и на заботу, - сказала Стрижевская в беседе с нами. - К сожалению, эта трагедия привела к тому, что сами по себе растущие дети пошли по пути формирования группировок.

Группировки пошли дальше и решили, что у каждого должна быть своя территория. Вместо того чтобы созидать, они пошли отвоевывать. В принципе, делали ровно то же самое, что и их родители, - выживали".

Первая часть в названии нового сериала отсылает к нон-фикшен книге Роберта Гараева "Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х" - о тех, кто бил и попадал под раздачу, написанной непосредственно участником одной из местных группировок.

При этом книга стала только отправной точкой, а не источником для экранизации. Оригинальный сценарий Крыжовников написал вместе с Андреем Золотаревым - сценаристом фильмов "Повелитель ветра", "Притяжение", "Вторжение", "Ледокол", дилогии "Лед" и сериала "13 клиническая".

"В этой истории было много консультаций как с правоохранительными органами, так и с "правонарушительными". Нам было важно сделать все максимально близко к реальности, поскольку это позволит полностью погрузить зрителя в историю.

Действия героев мы тоже проверяли на достоверность с нашими консультантами.

Правила того мира настолько сложны и даже иногда непонятны в наше время, что их очень сложно подделать. Наверное, самым сложным было не перенести их на экран, а просто объяснить зрителю, что это вообще значит?

Начиная от терминологии, заканчивая специфической моралью в отношениях с девушками. Современному зрителю, который не помнит те годы, все это непросто понять", - сказал нам  Золотарев.

О выборе актеров

Со зрителем Крыжовников не церемонится, нарочито избегая любой романтизации образов, деления на плохих и хороших. Градус напряжения увеличивается и с появлением в кадре брата Марата - Вовы по прозвищу Адидас в исполнении Ивана Янковского.

Вернувшийся из Афганистана некогда самый крутой парень в районе теперь чужой среди своих: группировкой заправляет друг Кащей (в роли мерзавца Никита Кологривый), чьи взгляды и принципы становятся все менее понятны герою Янковского.

По словам Стрижевской, поиск нужных актеров на главные роли растянулся на год.

Во-первых, найти для ролей Андрея и Марата двух не примелькавшихся на экране подростков оказалось сложно.

Во-вторых, создателям были нужны "настоящие пацаны". Непросто кастинг-директору пришлось и с выбором исполнителя роли Вовы Адидаса.

В итоге Янковского со "Словом пацана" свел сериал "Фишер", события которого хронологически разворачиваются чуть раньше, чем в проекте Крыжовникова.

Если для следователя в "Фишере" Янковский брился под ежик и разучивал ростовский говор, то для "настоящего пацана" отрастил волосы обратно и обзавелся усами.

"Выбор на роль Кащея у нас получился единогласным, сразу в цель. Но на роль Вовы актера искали долго. Кастинг начинался с молодых и неизвестных учеников театральных школ и вузов. Это был большой кастинг по всей России.

Но как раз тогда выходил "Фишер", где мы увидели, как классно Ваня делает своего героя. Он заходил с такого ракурса, что мы все поняли. Так у нас и появился Иван Янковский", - рассказала она.

Весной 2024 года, после релиза на START и Wink, проект, созданный при поддержке Института развития интернета (АНО "ИРИ"), широко шагнет в телеэфир, сериал покажет НТВ.

"Слово пацана" стало попыткой честно рассказать о тяжелой эпохе, сериалом, который, как и сам режиссер, может претендовать на пометку "народный". Никто не оспаривает истину, что 1980-е подарили и много хорошего.

Сериал Крыжовникова как предостережение показывает ту часть жизни, повторения которой хотелось бы меньше всего.

Юлия Фролова



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.