Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
10:52 / 09.12.2014

Богоматерь Умиление (1190-1210)
Икона находится на южной стене Успенского собора Московского Кремля между иконами "Богоматерь Иерусалимская" и "Митрополит Петр". На серебряном окладе иконы, относящемся к 1875 году, прочеканена надпись "Богоматерь Акафистная"
Известные точки соприкосновения с «Успением», особенно с его правой частью, обнаруживает икона «Богоматерь Умиление» из Успенского собора Московского Кремля, воспроизводящая византийский прототип.

В иконе необычны такие детали, как неопределенное положение пальцев левой руки Христа, наброшенный поверх головы Марии короткий, доходящий лишь до плеч темный платок, свободно развевающийся конец плаща младенца.

Византийский мастер не позволил бы себе такие отступления от канона, новгородский же художник, довольно точно следовавший в лицах строгому византийскому типу, в остальном ощущал себя более свободным.

Невольно создается впечатление, что этот художник искусственно объединил в своей иконе элементы двух различных иконографических типов — Одигитрии и Умиления.

Христос, если не считать его прижавшейся к щеке Богоматери головы, дан в обычной для икон Одигитрии позе: в одной руке он держит свиток, другой как бы благословляет. Но, поместив свиток в правой руке Христа, художник уже не смог дать левую руку в жесте благословения.

Поэтому он принужден был оставить пальцы разжатыми, как это обычно трактовалось на иконах Умиления, где левая рука Христа изображается тянущейся к шее Богоматери. Такого рода контаминация различных иконографических типов лишний раз говорит о работе местного мастера, не привыкшего, в отличие от византийцев, точно копировать прототипы.

Икона находится на южной стене Успенского собора Московского Кремля между иконами "Богоматерь Иерусалимская" и "Митрополит Петр". На серебряном окладе иконы, относящемся к 1875 году, прочеканена надпись "Богоматерь Акафистная". На нижнем поле иконы также шла надпись: "Акафистныя Прес[вя]тыя Б[огороди]цы находящейся [в] хиле[ндар]ском монастыре Саввы Сербского.

Икона имеет утраты (нимб, золотые узоры на платке, грунт на полях), но лики и одежды сохранились неплохо. Справа большая вставка нового левкаса (на месте утраченного старого). Доска со всех сторон надставлена. Уцелели кусочки первоначальной темно-синей лузги с золотыми квадратиками. Карнация плотного оливкового тона с подрумянкой и поблекшей красной описью носа. Иконографический тип Умиления рано проник из Византии на Русь (не позднее XII века) и в дальнейшем приобрел широкую популярность.


Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.