Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Святая Екатерина Александрийская (фрагмент). 1490-е гг
Автор: Кривелли Карло
Источник: Яндекс картинки
14:44 / 03.03.2021

Бессмерный образ святой Екатерины
Картина «Святая Екатерина» изображает страшные минуты женщины перед казнью, не желавшей отказаться от христианства для поклонения языческим божествам. Палач уже крутит деревянное колесо с железными остриями, собрались зрители, чтобы посмотреть на пытку, вельможи приготовляются к развлечению. Сама Екатерина, закрыв глаза, непоколебима, боязни смерти в ней ни капельки нет

Выставка известного уральского художника Александра Ремезова, посвященная христианской святой Екатерине Александрийской, открылась в Екатеринбурге в культурно-просветительском центре «Царский».

Главное произведение экспозиции, над которым живописец работал в течение нескольких лет, - сюжетная картина «Святая Екатерина», показывающая один из драматических эпизодов жития святой:

момент, предшествующий казни, и чудесному избавлению героини от мук сошедшим на землю ангелом.

Александр Ремезов - член Союза художников России, лауреат Премии главы Екатеринбургской митрополии в области культуры и искусства, выпускник Свердловского художественного училища им. И.Д. Шадра и Санкт-Петербургской Академии Художеств им. И.Е. Репина.

В своем творчестве опирается на традиции академической и релистической школы, любит и умеет работать в историческом жанре, создавая многофигурные композиции, пишет пейзажи, натюрморты и психологические портреты.

- Я долгое время изучал библейские источники и исторические труды, рассказывающие о том времени, когда жила Екатерина Александрийская, потому что ее жизнь, судьба, стойкость всегда меня волновали и привлекали.

Параллельно изучению пробовал писать небольшие этюды, изображающие отдельных римлян, предметы материальной культуры IV века, портреты самой святой. Одним словом, подходил к поиску средств для раскрытия темы.

В конечном счете, весь этот подготовительный материал дал плоды и содержательный и живописный импульс для более крупного произведения с определенной точкой зрения изображения, композицией, цветовым решением, обобщающим мои размышления и наблюдения, - рассказал для нас автор произведения.

Художнику удалось воплотить образ святой Екатерины, выражающий идеалы христианской картины мира. Картина отличается глубоким знанием культуры Александрии IV века, а также силой эмоционального воздействия на зрителя.

Долгое время у живописца не получался образ Екатерины, не было в нем завершенности, тогда ему пришел в голову нетривиальный выразительный прием, чтобы исправиться.

- Я искал такое выражение глаз, взгляда святой, которые не могли бы никого отставить равнодушными. Но мне почему-то казалось, что нужной глубины в них не получалось.

Потом мне пришла такая идея - показать глаза закрытыми и тогда отыскалось необходимое зримое воплощение. Потому что фигура святой Екатерины, ее самоотречение, бесстрашие для меня недостижимы, - пояснил художник.

Картина «Святая Екатерина» изображает страшные минуты женщины перед казнью, не желавшей отказаться от христианства для поклонения языческим божествам.

Палач уже крутит деревянное колесо с железными остриями, собрались зрители, чтобы посмотреть на пытку, вельможи приготовляются к развлечению...

Однако сама Екатерина, как Жанна д’Арк, закрыв глаза, непоколебима, боязни смерти в ней ни капельки нет. Согласно житию, в первый раз она будет спасена высшими силами, так как колесо разрушит сошедший с небес ангел.

Именно этот эпизод и выбран екатеринбургским живописцем для картины. В другой раз, отказавшись принести жертву языческим богам, спасения не будет: по приказу императора Максимина женщина примет мученическую смерть, ее обезглавят.

Так ли уж архаичен сюжет картины? Нет ли в нем ассоциаций с сегодняшним днем и событиями, которые происходят в мире? Надо ли в нем видеть только религиозный подтекст?

Екатерина Александрийская является небесной покровительницей Екатеринбурга, города, который имеет в своей истории самые разные страницы - расстрел императора Николая II с семьей, годы большевизма, выход на авансцену Бориса Ельцина и его окружения... 

В 1914 году, накануне Первой мировой войны, Зигмунд Фрейд написал статью о скульптуре Микеланджело «Моисей», в которой, опираясь на детальный анализ памятника, доказал, что творение мастера противоречит библейскому образу старца.

Как мы помним, в Священном Писании Моисей бросил и разбил скрижали, обратил гнев к народу, сделавшему золотого тельца...

У Микеланджело фигура Моисея, напротив, демонстрирует поведение человека, подавившего в себе гнев, смягчившего свои яростные эмоции.

Не потому ли работа скульптора, показавшая сложный сплав чувств, сумела стать мировым шедевром? Справедливо подумать и о том, а какие чувства должны одолевать человека, которого через несколько минут казнят за веру?

Ненависть? Сильное желание убежать? Отсутствие сил к сопротивлению? В христианской традиции закрытые глаза у святых на иконах означают, что они находятся в преображенном состоянии духа и полностью умерли для мира.

После смерти они получат воскресение из плоти, как и в картине Александра Ремезова образ Екатерины Александрийской, находящейся в полном отрешении от мирской суеты.

А. Ремезов в разговоре с нами отметил, что перед ним была задача обратить внимание молодых людей на великомученицу, подтолкнуть их к размышлению о собственном месте в этом мире, прочувствовать историю такой же девушки, как они сами, заставить ей сопереживать.

Именно по этой причине стоит идти на выставку, самостоятельно вступить в диалог с картиной, понять ее большой нравственный и культурный смысл.   

Антон Айнутдинов



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.