Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь
В двадцати пяти километрах от г.Ростова-на-Дону находится Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь. Чуть больше 15 лет назад началось восстановление обители, имеющей древние исторические корни и духовные традиции. Теперь, в конце ХХ - начале ХХI веков, Старочеркасский мужской монастырь стал преемником духовных традиций бывшего на этом месте Ефремовского женского монастыря.
Монастыри во все времена были оплотом Православия. А во времена татарского ига разнохарактерное вольное население, охранявшее российское государство от басурман, объединялось, вступая на борьбу с врагами креста Христова. Первоначально образовывались пустыни, отдельные скиты, позже – монастыри. Именно они способствовали распространению и утверждению Православной веры. В 17 веке бассейн Дона был усеян монастырями. Самый древний - Монастырский городок, расположенный на правом берегу Дону, ниже по течению Черкасска. В то время он был станом «Главного Войска Донского». По преданию, здесь была устроена казаками часовня, в которой ежедневно совершалось богослужение иеромонахами Киевского Межигорского монастыря. Отсюда, после молебна у часовни, получив благословение, уходили казаки на осаду турецкого Азова в 1637 году. Монастырский городок был сожжен турками в 1643-1644 г.г., но донских казаков не оставляло желание построить новую обитель. В 1652 году жители Медведицкого городка «по обещанию своему дали место в своем юрту на строение монастыря».
В 1644 году после окончания «Азовского осадного сидения» казаки основали в Старочеркасске свою столицу. Черкасск в период своего расцвета славился богатым рынком и оживленной торговлей. Строились здесь и храмы. Среди славных казачьих родов в Старочеркасске славился своим благочестием и героизмом род атамана Ефремова. Именно атаман Даниил Ефремов основал в Черкасске храм во имя Донской иконы Божьей Матери (как свою домовую церковь). Потомки знаменитого казачьего рода Ефремовых в декабре 1831 года обратились к правящему архиерею с прошением образовать при церкви во имя Донской иконы Божьей Матери женскую обитель, пожертвовав Донской епархии почти все свои средства и угодья. «Имея полное право наследия, мы, во славу Божию и в память родственников нашей фамилии, коих прах покоится при сей церкви, дом с храмом сим и со всеми при доме службами жертвуем вечно на обращение в девичий монастырь». В 1836 году был подписан Указ Его Императорского Величества об учреждении в станице Старочеркасской Ефремовского женского монастыря с присвоением ему степени III класса. На торжество открытия обители прибыл сонм священнослужителей не только из Черкасска, но и соседних станиц. Так, бывшая Ефремовская домовая церковь Донской иконы Божьей матери стала монастырским храмом.
Первыми насельницами обители стали монахини из единственного близлежащего Усть-Медведицкого женского монастыря. По его образцу начала устраиваться внутренняя жизнь новообразованной Ефремовской обители. Строгие требования предъявлялись к поступающим в монастырь, еще более строгий спрос был с насельниц: инокини должны были отличаться всеми христианским добродетелями, в особенности же смирением, терпением, незлобием и полным послушанием начальству. Далеко за пределами станицы были известны рукоделия монахинь и послушниц, особенно - золотошвей. В основном, производились предметы церковной утвари, вышивка, бисерные и жемчужные оклады. Монастырские изделия охотно приобретали жители донских станиц и городов.
Год от года расширялось монастырское хозяйство, обеспечивавшее впоследствии всем необходимым не только насельниц монастыря, но и многих нуждающихся в помощи мирян. Были возведены ризничный корпус, здание больницы, трапезная, гостиница. К прежним владениям добавились земли, которые использовались под сельскохозяйственные нужды. Духовный авторитет обители был очень высок в Донском крае, о большой благотворительной деятельности монастыря было известно в столичном Петербурге. Старочеркасский монастырь - один из первых женских монастырей России, активно включившихся в дело начального образования. Монастырская школа для девочек пользовалась большой популярностью. Сюда стремились отдать дочерей не только казаки разных станиц, но также духовенство и иногородние, включая мещан и купцов Ростова, Таганрога и Ейска.
Традиционно в русском обществе полагали, что именно монастырское воспитание и обучение необходимо будущей матери, хозяйке. Поэтому число желающих превосходило возможности обители. Особого расцвета в духовном устроении, развитии хозяйства и благоукрашении Ефремовский женский монастырь достиг в конце XIX- начале XX веков под руководством игумении Иннокентии. Она обладала большим авторитетом в Области войска Донского и за его пределами; состояла в личной переписке с митрополитом Сербским Михаилом и Сербским царствующим домом. Беседы с игуменией Иннокентией вызвали у высокопоставленных особ желание создать в Сербии женский монастырь «по образцу Старочеркасского». В годы Советской власти монастырь постигла общая доля православных обителей.
В июне 1924 года волостной исполком решил разместить в атаманском дворце детский дом. Монастырь был закрыт, монахини и послушницы выселены. Так началась новая жизнь подворья. Она принесла разрушение большинству строений. Жемчужина монастыря - храм Донской Божией Матери – лишился всех ценностей, затем - всего внутреннего убранства. Была взорвана верхняя часть церкви и колокольни. Большинство монахинь разъехались, однако несколько из них остались жить в станице Старочеркасской у знакомых и родственников, неся свой молитвенный подвиг.
До 1970 года в зданиях монастырских келий размещались интернат для умственно отсталых детей, сельская больница. После Великой Отечественной войны часть корпусов была занята под интернат для инвалидов. В 1970 году был основан Государственный Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник, в который вошел комплекс памятников на монастырском подворье XVIII-XIX вв., получивший федеральный статус.
Возрождение
Спустя почти семь десятилетий после закрытия Ефремовского женского монастыря в станице Старочеркасской Промыслом Божиим вновь возрождается монашеская жизнь. В марте 1994 года в Главном Управлении Юстиции Ростовской области был зарегистрирован Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь. Ему были переданы Старочеркасским историко-архитектурным музеем-заповедником три разрушенных объекта бывшей монастырской собственности: Церковь во имя Донской иконы Божией Матери, сохранившийся фундамент бывшей ризницы и до основания разрушенный больничный корпус, где ранее располагались богадельня и трапезная. В остальных зданиях бывшего Ефремовского монастыря и по настоящее время размещаются выставки музея-заповедника, рассказывающие об истории Донского казачества и станицы Старочеркасской.
За прошедшие годы Церковь во имя Донской иконы Божией Матери пришла в состояние ужасающего запустения: дверей, окон, штукатурки, иконостаса, настенной росписи, икон не было; в алтаре храма «туристы», посетили музея, устроили отхожее место. Были разрушены два боковых придела: во имя святителя Николая Чудотворца и преподобного Даниила Столпника, уменьшены размеры трапезной части храма почти в два раза. Братия Свято-Донского монастыря в первую очередь принялась за работы по восстановлению храма, расчистке и благоустройству прилегающей территории. Привели в порядок могилы усопших из рода Ефремовых и игуменьи Иннокентии возле храма. В Донском храме был установлен шестиярусный иконостас, иконы для которого написаны в древнерусском стиле; на колокольне появились колокола.
Первоначально в 1994 году братия Свято-Донского монастыря состояла из десяти насельников. Все они поселились в ст. Старочеркасской в небольшом частном доме, взятом в аренду. Потом пришлось один год перезимовать, ночуя в спальных мешках, в доме Жученковых (одном из музейных объектов, взятых в аренду). Но, несмотря ни на какие трудности, не ослабевала монашеская молитва. Пока шло восстановление храма Донской иконы Божьей Матери, богослужения совершались в неотапливаемом Воскресенском соборе, а с 1997 года начались ежедневные богослужения в монастырском храме. Ежедневное совершение Божественной литургии и полного круга богослужения сразу благотворно сказалось на внешней и внутренней жизни Старочеркасской обители. Братия монастыря укреплялась в духе и совершенствовалась в добродетелях благодаря мудрому духовному руководству благодатного старца архимандрита Модеста.
В обители совершались постриги в рясофор и мантию, рукоположения в диаконский и священнический сан. Восстанавливались и благоукрашались храм Донской Божией Матери и другие разрушенные здания, переданные монастырю. Со временем обитель обзавелась своим хозяйством: пасекой, огородом, животноводческой фермой, птичником. Совсем недавно появилось рыбное хозяйство, наличие которого всегда было обязательно для российских монастырских владений. На трапезном столе всегда есть хлеб собственной выпечки, овощи и фрукты, мед и варенье. Дел в монастыре много, хватает и на братию, и на многочисленных паломников, желающих внести свою лепту в восстановление обители. Жизнь в монастырях всегда зиждилась на молитве и труде. В монастырском храме каждый день братия монастыря совершает богослужения: Божественная Литургия утром в 8.00 и вечером в 15.00. На клиросе поет братский хор: по будним дням традиционным русским знаменным распевом, в воскресные и праздничные дни - на три-четыре голоса по напеву Свято-Троицкой Лавры. В монастыре все работы распределены между братией, каждый знает свое послушание. День начинается с утреннего правила в храме: утренние молитвы, полунощница, Акафист Божьей Матери. Затем братья расходятся на свои послушания: совершают в храме Божественную Литургию, другие же - на работу в пекарню, на огород, на пасеку, на стройку. Уставное монастырское богослужение приходится по душе богомольцам, и многие, побывав однажды на службе в монастыре, стремятся вернуться сюда вновь и вновь.
В ст. Старочеркасской, кроме монастырской Донской церкви, есть еще Преображенский храм. Он был построен на Ратинском кладбище города Черкасска, и возник во времена правления Петра I. Ратная площадь недалеко от кладбища предназначалась для отправления казаков «за степь, да за море». Казачья станица была самой крупной на Дону, поэтому после нескольких маленьких часовен и церквей, сгоревших в пожарах, здесь построили первый каменный храм. Воскресенский войсковой собор был возведен в 1690-1719 годах. А в 1751 году усилиями казаков нескольких станиц была возведена каменная Петропавловская церковь. В том же году в ней был крещен родившийся в Черкасске атаман, герой войны 1812 года, Матвей Иванович Платов. На кладбище Преображенской церкви (1740 г.) похоронены его отец, мать, брат и сыновья. Сегодня множество людей приезжают в Старочеркасский монастырь, чтобы получить духовную поддержку, укрепиться в вере, научиться молитве, а также оказать во славу Божию посильную помощь в монастырском хозяйстве. Братия монастыря с благодарностью молятся за благотворителей, паломников и всех, участвующих в возрождении Старочеркасского Свято-Донского монастыря.
В настоящее время братия монастыря состоит из 21 человека. Окончены работы по устройству храма Донской иконы Божией Матери. Ведутся ремонтно-реставрационные работы в Войсковом Воскресенском соборе и Преображенском храме. 1 сентября - день празднования Донской иконы Божией Матери (1591). Свой Престольный праздник Свято-Донской Старочеркасский монастырь отмечает в первое воскресенье сентября. В этот день возносятся молитвы к скорой Помощнице и усердной заступнице рода христианского многочисленными паломниками из разных уголков нашей страны и соседних государств. Православный люд приезжает в монастырь, чтобы принять участие в совместном богослужении, причаститься Святых Христовых Таинств, стяжать благодать Духа Святого. Ибо, соприкоснувшись однажды с этим Духом в святых старинных стенах, многие обретают в своем сердце светлую радость, душевный мир, любовь и надежду вернуться сюда вновь.