Народный артист СССР Владимир Минин принимает поздравления с юбилеем
Основатель Московского академического камерного хора, народный артист СССР Владимир Минин сегодня отмечает 95-летие. По словам маэстро, с возрастом он не стал менее требовательным: от других, как и от себя, ждет полной отдачи в деле. Дженнет Арльт встретилась с юбиляром.
Целеустремленность и настойчивость – эти качества Владимир Минин считает главными. Благодаря им он создал коллектив с индивидуальным художественным почерком и эстетикой, для которого писали лучшие композиторы-современники.
Из последних сочинений, посвященных Минину, – месса Эдуарда Артемьева "Девять шагов к Преображению", премьера которой прошла пять назад. "Это сочинение для меня очень важное, потому что это крик мятущегося человечества.
Я его воспринимаю именно так. И мне кажется, оно еще по достоинству не оценено", – поделился президент Московского государственного академического камерного хора, народный артист СССР Владимир Минин.
В юности Владимир Минин руководил военным ансамблем, хором в Молдавии, Ленинградской капеллой... Свой коллектив создавал с желанием исполнять то, что нравится, и в противовес моде времени.
Тогда главенствовала западная светская музыка, Минин же во главу угла поставил репертуар, который базируется на русском национальном и современном материале.
Еще в 70-х Владимир Минин ввел в концертные программы сочинения композиторов, не рекомендованных к исполнению, авторов духовной музыки – Бортнянского, Чеснокова, Танеева.
Поначалу из сопротивления: как это, лишить народа целого пласта музыкальной культуры, которая этому народу и принадлежит? Пробивался через запреты.
Записать "Литургию Святого Иоанна Златоуста" Рахманинова удалось с помощью маленькой хитрости, поставив в заглавие не оригинальное название, а просто номер опуса.
Окончательно личная музыкантская позиция Минина сформировалась в сотрудничестве со Свиридовым. Под его влиянием родился фирменный "мининский" стиль - тембрально насыщенный объемный звук, в оттенках которого слышны эмоции и переживания.
Четыре года назад Минин оставил художественное руководство хором. Своего преемника искал почти два десятка лет, еще в конце 90-х понял, что придет время отпустить свое детище в свободное плавание.
Отпустил легко, но прежде нашел и подготовил капитана - Тимофея Гольберга. "Он не только понимает ту эстетику, которая присуща хору, он ее разделяет по своим взглядам и убеждениям", - отметил Владимир Минин.
Сегодня Владимир Минин - первый зритель на выступлениях своего коллектива, нередко посещает и другие концерты, выезжает с мастер-классами. Много читает, точнее, слушает аудиокниги: русскую классику, лекции по истории России.
И продолжает жить в соответствии со своим девизом: "Бороться и искать, найти и не сдаваться. И поэтому я часто шел против течения, набивал себе шишки, конечно. Я счастливый человек, потому что продолжает жить заложенное мною дело", – добавил Владимир Минин.
95-летию Владимира Минина посвящен в этом году фестиваль "Хор без границ". Финальный концерт пройдет 24 января в Доме музыки. Хор исполнит мессу Эдуарда Артемьева – ту, которую, по мнению Минина, человечеству еще предстоит оценить.
Немного истории...
Ниже мы приводим статью Марины Алексинской, опубликованной 26 апреля 2014 года в газете "Завтра"
Но есть и Божий суд
Новость о конфликте, не будет преувеличением сказать - в самом именитом хоровом коллективе, полыхнула как покрышки на Майдане. Коллектив хора обратился с письмом к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой спасти хор… от его художественного руководителя Владимира Минина.
Либерализм – еще колосс, еще на глиняных ногах, но «светлый образ» его суицидален. Реакция либеральных СМИ на конфликт в Московском государственном академическом хоре Владимира Минина – еще одно тому подтверждение.
Новость о конфликте, не будет преувеличением сказать – в самом именитом хоровом коллективе, полыхнула как покрышки на Майдане. Коллектив хора обратился с письмом к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой спасти хор… от его художественного руководителя Владимира Минина.
Не прошло и полугода. 16 января 2014 Большой зал консерватории дал в честь 85-летия Владимира Минина концерт.
В исполнении Московского государственного академического камерного хора под управлением маэстро прозвучали Gloria Вивальди, «Месса» Шуберта, «Три русские песни» Рахманинова, «Болеро» Равеля. «Многая лета!» юбиляру завершили концерт. И вдруг вот – скандал!
Ищите деньги – и вы не ошибетесь в причине конфликта. Мне отвратительно касаться даже бухгалтерских схем коммерческого директора. (По сообщениям СМИ в конфликте Владимир Минин встал на сторону коммерческого директора).
Куда важнее акцентировать внимание на другое. На креативность хода кампаний по низвержению с трона высочайших имён - представителей русского искусства.
И если кампания по истреблению имени Юрия Григоровича захлебнулась (Большой театр просто остался без репертуара), то кампания по свержению Евгения Светланова закончилась для её заказчиков победой.
Великий маэстро, кто возглавлял Государственный академический симфонический оркестр СССР (с 1991 – России), принял от Михаила Швыдкого оскорбительное увольнение. В 2000-м году покинул пост, в 2002 году – ушел из жизни.
Сегодня раздувают пожар вокруг имени Владимира Минина. Маэстро создал Камерный хор в 1972 году, вслед за Александром Юрловым включил в репертуар духовную музыку, триумф хора вписал в «золотые страницы» славы советского искусства.
Всё это было бы смешно, когда бы не было так пошло. Еще вчера либеральные СМИ поднимали Владимира Минина на щит борца с тоталитаризмом, как сегодня в вину вменяют - тоталитарные замашки.
Обвиняют в «непомерном вождизме», культе личности и «саморекламе», нагнетании страха на коллектив «жесточайшей дисциплиной и администрированием».
Надо ли говорить, что в ход пошла калькуляция «так называемых суточных» во время гастролей коллектива по Италии, Канаде, Японии, Сингапуру… этот «ужастик», что родом из 90-х.
Майя Плисецкая сразила тогда воображение обывателя рассказами о консервных банках, что нищие, затравленные артисты Большого театра везли с собой в зарубежные гастроли для пропитания, чтобы на «суточные» прикупить побольше фирменных шмоток и жвачки.
Déjà vu разворачивается. Стрелы с ядом летят. Но горько от другого. Какие сотни, тысячи, десятки тысяч недополученных «законных средств» вынуждают артистов хора пускаться сегодня во все тяжкие? выносить сор из избы? наносить удар в спину маэстро?
Позволять, чтобы «летчики-налетчики» писали о руководстве хором Владимиром Мининым как о «самодержавии престарелого диктатора»? развенчивать в пыль и труху славу выдающегося русского коллектива, а в сущности, самих себя славу?
И еще вопрос. Не эти ли самые артисты бежали, «задрав штаны», из «совка» за «контрактом», чтобы теперь, спустя четверть века, на забаву организаторам кампании, шарахаться от «контракта», припомнив: де был такой профком! А Минин против профкома! против демократии!
Свободы мало не бывает. Свобода лучше несвободы. Есть тому и пример: Персимфанс, Первый симфонический ансамбль образца 1920-го с судьбой не из завидных.
Два года назад Владимир Минин дал интервью газете «Завтра» (http://zavtra.ru/content/view/delo-minina/).
В разговоре с маэстро по телефону сегодня, я задала один лишь вопрос: «Суд потомков - самый страшный суд для великого художника. Как бы Вы прокомментировали творящийся суд над Вами сегодня?»
Маэстро отшутился: «Если при вашей жизни, вам не сказали ничего плохого, считайте - жизнь прожита зря». (https://zavtra.ru/blogs/no-est-i-bozhij-sud)