Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Кадр из фильм «Я шагаю по Москве» (1963)
Источник: Яндекс картинки
06:02 / 13.06.2017

Я шагаю по Москве
"Картина настойчиво «катится в душу», потому что снята настоящими художниками, хорошими кинематографистами, людьми с отличным вкусом; потому что речь в ней идёт о хороших и разных людях; потому что она «о молодых, о том, что молодость хороша, что молодёжь наша прекрасна, что вообще много добрых людей в нашем замечательном городе"

«Я шагаю по Москве» — советский художественный фильм 1963 года, лирическая кинокомедия Георгия Данелии по сценарию Геннадия Шпаликова. Премьера фильма состоялась 11 апреля 1964 года.



«Я шагаю по Москве» – фильм-настроение, созданный содружеством талантливейших людей. Это лирический монолог о любимом городе, о чудесном времени под названием «оттепель», о безоблачной поре счастливой юности, о счастье, рассыпанном вокруг, которое надо лишь разглядеть, и оно сразу ответит тебе взаимностью.

Откровенно новая по стилю, эта лирическая комедия начала 60-х никого не оставила равнодушным. Она подкупала лучезарностью истории, обаянием своих героев, удивительной «прозрачностью» съемки и общим, вынесенным в эпиграф (девушка в аэропорту), настроем: все есть и будет хорошо.

Конечно, не обошлось и без ворчунов: обаятельную ленту пытались упрекать в отсутствии конфликта и драматической борьбы; ее героев – в отсутствии осознанного стремления к чему-либо; сюжет – в отсутствии трудностей, которые следовало бы преодолевать, но напрасно.

При всех «отсутствиях» картина настойчиво «катилась в душу», потому что была снята настоящими художниками, хорошими кинематографистами, людьми с отличным вкусом; потому что речь в ней шла о хороших и разных людях; потому что она была «о молодых, о том, что молодость хороша, что молодежь наша прекрасна, что вообще много добрых людей в нашем замечательном городе.

Картина о тех, перед которыми жизнь только еще раскрывает двери, о тех, у кого все впереди». Сделана при этом она была без натуги, с удивительным чувством меры, «изящно, а главное – очень талантливо».

«...Я вспоминаю этот фильм как добрую хорошую сказку о добрых и хороших людях, – писал оператор картины Вадим Юсов. – Наверное, в самой жизни не бывает такой чистоты отношений между людьми, какая есть в этом фильме» .
Данелия рассказывал, с чего и как все началось: «Пришел Гена Шпаликов, принес бутылку шампанского в авоське и сказал, что придумал для меня классный сценарий. И рассказал.

Дождь, посреди улицы идет девушка босиком, туфли в руках. Появляется парень на велосипеде, медленно едет за девушкой. Парень держит над девушкой зонтик, она уворачивается, а он все едет за ней и улыбается... Нравится?»

Этот кадр потом вошел в фильм и стал знаменитым, а вот сам сценарий  переделывали бесконечное количество раз – то из-за замечаний Н. Хрущева по поводу «Заставы Ильича» , то чтобы принял худсовет объединения и т. д. В инстанциях, как правило, говорили: «Непонятно о чем фильм». Авторы честно отвечали, что, мол, о хороших людях. Начальство следом требовало снять эпизод, который уточнял бы смысл.

Когда пришло время сдавать картину, на приемке в Госкино опять сказали:
«– Непонятно о чем фильм.
 – Это комедия, – сказали мы.

Почему-то считается, что комедия может быть ни о чем.
– А почему не смешно?
– Потому что это лирическая комедия.
– Тогда напишите, что лирическая.

Мы написали. Так возник новый жанр – лирическая комедия».

Москва 1963 года – приветливая (потому что фильм о хорошем), юная (потому что фильм про молодежь), чистая (потому что летний дождь), доброжелательная (потому что атмосфера «оттепели» в каждом кадре), умывающаяся счастьем и надеждой – живет в кадре увлеченно, свежо, разнообразно.

Актеры (Галина Польских, Никита Михалков, Евгений Стеблов, Алексей Локтев), ничем не скованные, вроде бы и не стараются играть перед аппаратом, а будто тоже живут на экране – радостно и просто. Пестрая многоэпизодность фильма со множеством маленьких и даже как будто необязательных событий, вся его безмятежная интонация – словно объяснение в любви москвичам...

И во всем этом легкомыслии, милой наивности, беспричинной радости бытия (что именно хорошо? почему хорошо?) – неисчерпаемая привлекательность фильма. Потому что за всем этим «хорошее, чистое чувство и хорошая, чистая мысль. Потому что в этих веселых, милых, молодых хлопотах – первая влюбленность и настоящая любовь и серьезное начало жизни» .

Награды

Каннский кинофестиваль (1964 год)
Георгий Данелия — особое упоминание лент молодых режиссёров

Ленинградский кинофестиваль (1964 год)
Вадим Юсов — приз за операторскую работу и диплом ВЛКСМ

IV Международный технический конкурс фильмов в рамках Конгресса УНИАТЕК (Милан, 1964 год)
Первая премия на конкурсе фильмов

Специальная премия Международного кинообзора «Капитолийский Юпитер» за участие в лучшей программе (Рим, 1966 год).

Премия за операторскую работу (Вадим Юсов) на кинофестивале трудящихся в Чехословакии.

В ролях: Никита Михалков, Лев Дуров, Ирина Скобцева, Алексей Локтев, Евгений Стеблов, Галина Польских, Владимир Басов, Инна Чурикова, Лев Дуров, Любовь Соколова, Ирина Мирошниченко, Олег Видов

Режисcёр: Георгий Данелия
Сценарий: Геннадий Шпаликов
Оператор: Вадим Юсов

1963 | СССР | Я шагаю по Москве | 78 мин.

О. Зиборова

Киноконцерн "Мосфильм" на YouTube

Я шагаю по Москве



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.