Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Кадр из фильма «Война и мир» (1965-67)
Источник: Яндекс картинки
10:27 / 13.06.2017

Война и мир
Киноленту ждал огромный зрительский успех как в России, так и за рубежом. Фильм получает призы крупных отечественных и международных кинофестивалей, включая главный приз Московского международного кинофестиваля и «Оскар» Американской киноакадемии. Для съёмок фильма создавались военные костюмы, отливались пушки, готовились иные виды стрелкового оружия

«Война и мир» — советский художественный фильм 1965—1967 годов, киноэпопея в четырёх частях, экранизация одноимённого романа Льва Толстого, одна из самых высокобюджетных картин в истории советского кинематографа. Фильм стал известен благодаря масштабным батальным сценам и применению новаторской панорамной съёмки полей сражений.

Одна из самых масштабных работ в творчестве Сергея Бондарчука — создание фильма заняло около 6 лет (1961—1967). Премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке (1969). Главный приз Московского международного кинофестиваля 1965 года. 1-я серия («Андрей Болконский») — лидер проката в СССР в 1966 году (58 млн зрителей).

В отечественной кинопромышленности к началу 1960-х сложились наиболее благоприятные условия для постановки столь грандиозного кинополотна. В это время активно развивается новый широкоформатный кинематограф – изображение, снятое на 70-мм пленку, делает киноматериал гораздо более зрелищным, создает у зрителя «эффект присутствия» в кадре.

Киноленту ждал огромный зрительский успех как в России, так и за рубежом. Фильм получает призы крупных отечественных и международных кинофестивалей, включая главный приз Московского международного кинофестиваля и «Оскар» Американской киноакадемии.

Для достоверного воссоздания военных действий романа по специальному заказу создавались военные костюмы, отливались пушки, готовились иные виды стрелкового оружия, амуниции, привлекались в качестве консультантов военные специалисты.

Обстановка мирной жизни, отражающая быт разных сословий и классов Росси XIX века, также создается режиссером с огромной тщательностью: в музеях арендуется на период съемок подлинная ампирная мебель, создаются эскизы гражданской одежды тех лет.

Помимо применения новой широкоформатной пленки специально для съемок фильма в техническом отделе, мастерских киностудии «Мосфильм» и лабораториях Всесоюзного научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ) создаются новые виды киносъемочных аппаратов и вспомогательной кинотехники: переносные широкоформатные кинокамеры для ручной съемки, «парящие» камеры и т. д.

Перенос столь масштабного художественного произведения, как роман Толстого, в рамки фильма, даже многосерийного, – сложная сценарная и постановочная задача. Поэтому сюжетная композиция кинокартины «Война и мир» – компромисс между стремлением воплотить замысел великого русского писателя и создать зрелищное экранное произведение, снятое с применением передовых технологий тех лет.

Бондарчук, солидарно с идеями Толстого, трактует войну как тяжкий труд, противный человеческой природе. Мечтания князя Андрея о славе, восхищение перед Наполеоном развеивает страшная реальность Шенграбенского и Аустерлицкого сражений – основного материала первой серии, названной «Андрей Болконский».

Вторая серия – «Наташа Ростова» – традиционно именуется «мирной». Здесь получают дальнейшее развитие сюжетные линии ключевых фигур киноленты: Наташи Ростовой, Пьера Безухова, Андрея Болконского. Третья серия названа по дате начала трагических событий, разворачивающихся в фильме, – «1812 год». Центральной темой серии становится война – «…противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

Мирная жизнь в фильме жестко стиснута эпизодами павшего Смоленска и грандиозного по своей масштабности Бородинского сражения. Финал серии – знаменитая этическая максима Толстого о нравственном превосходстве русской армии как носителе воли народа.

Четвертая серия, «Пьер Безухов», посвящена захвату Москвы и исходу Наполеона из России. С огромным мастерством выполнена сцена московского пожара, потребовавшая сложных макетных работ и организации огромного числа статистов для съемки массовых сцен.

Особое внимание Бондарчук уделяет показу той сложной нравственной работы, которая происходит с Пьером в плену, и его духовному обновлению после встречи с Платоном Каратаевым. Знаменитая максима Толстого об объединении честных людей, открывшая первую серию, вновь повторяется в финале, завершая грандиозное полотно фильма.      

Награды

1965 — Большой приз фильму и диплом Людмиле Савельевой на IV Московском МКФ в 1965 году.
1966 — VII конгресс МАНК в Праге (Чехословакия): Почётный приз за сложные движения камеры
1966 — V Международный технический конкурс фильмов в рамках VII Конгресса УНИАТЕК в Праге: Почётный диплом
1966 — Вячеслав Тихонов и Людмила Савельева — лучшие актёры года по опросу журнала «Советский экран».
1967 — Фильм был представлен на внеконкурсном показе кинофестиваля в Каннах.
1968 — Премия Национального совета кинокритиков США за лучший фильм на иностранном языке.
1969 — Премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Номинация в категории лучшая работа художника-постановщика
1969 — Премия «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке
1970 — Номинация на премию «BAFTA» за лучший фильм на иностранном языке.
1973 — Приз Людмиле Савельевой на фестивале советских фильмов в Сорренто.

В ролях

Сергей Бондарчук: граф Пьер (Пётр Кириллович) Безухов
Людмила Савельева: графиня Наташа Ростова
Вячеслав Тихонов: князь Андрей Болконский

Ростовы
Виктор Станицын: граф Илья Андреевич Ростов
Кира Головко: графиня Ростова, супруга Ильи Ростова
Александр Борисов: дядюшка Ростовых
Ирина Губанова: Соня, племянница Ростова
Сергей Ермилов: Петя Ростов
Николай Кодин: Петя Ростов в детстве
Олег Табаков: Николай Ростов

Болконские
Анатолий Кторов: князь Николай Болконский
Антонина Шуранова: княжна Марья Болконская
Анастасия Вертинская: Лиза Болконская
Александр Сёмин: Николушка Болконский

Безуховы
Людмила Давыдова: княжна Безухова
Николай Толкачёв: граф Кирилл Владимирович Безухов
Николай Кутузов: родственник Безуховых

Ирина Скобцева: Элен Безухова (до замужества Курагина)
Василий Лановой: Анатоль Курагин
Олег Ефремов: Долохов
Борис Смирнов: князь Василий Курагин
Иван Соловьёв: Шиншин
Юрий Леонидов: Несвицкий

Творческая группа

Автор сценария: Василий Соловьёв, Сергей Бондарчук
Режиссёр: Сергей Бондарчук
Операторы: Анатолий Петрицкий, Чен Ю-Лан (Иоланда), Александр Шеленков
Художники: Михаил Богданов, Геннадий Мясников
Звукооператор: Юрий Михайлов

М. Казючиц

Смотреть фильм:

Киноконцерн "Мосфильм" на YouTube

Серия 1-1

Серия 1-2

Серия 2

Серия 3

Серия 4



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.