Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Икона преподобного Александра Свирского. 1550-е гг
Источник: Яндекс картинки
14:20 / 22.02.2014

Александр Свирский (1448-1533), преподобный
В 23-й год поселения преподобного в пустыни, большой свет явился в его храмине, и он увидел 3 мужей, вошедших к нему. Они были одеты в светлую белую одежду и освещены славой небесной «паче солнца». Господь напомнил преподобному о повелении устроить церковь и обитель
Александр Свирский преподобный родился в Новгородской земле, в д. Мандера, расположенной на р. Ояти, против Островского Введенского монастыря. Назвали его Амосом. Родители его, Стефан и Васса, были небогатые благочестивые крестьяне, и детей своих они воспитали в христианском духе. Но грамота с трудом давалась Амосу, и лишь после долгой и усердной молитвы он стал успешно учиться и изучил Священное Писание. Этот случай заставил впечатлительного отрока начать подвижническую жизнь.

Когда Амос пришел в возраст, родители захотели его женить, он же помышлял только о том, чтобы оставить мир ради спасения своей души. Он рано узнал о Валаамском монастыре и постоянно думал о нем и наконец, по воле Божией, встретил нескольких валаамских иноков недалеко от своей деревни. Долго длилась беседа их о святом монастыре, об уставе его и о трех родах жизни монашествующих: общежительной, скитской, т.е. жительстве вкупе двух или трех единодушных братий, и о уединении пустыннической, и он оставил мир. Перейдя р.Свирь на берегу Ропшинского озера, преподобный услышал таинственный голос, возвестивший ему, что он на сем месте создаст обитель. И свет великий осенил его.

Когда он пришел на Валаам, игумен принял его и постриг с наречением ему имени Александр в 1474. Ему было 26 лет. Ревностно начал новоначальный инок подвизаться в трудах, послушании и смиренномудрии. Но местные жители, карелы, выдали отцу место его пребывания. Раздраженный отец пришел на Валаам. Только повинуясь воле игумена, согласился Александр видеть его. Однако же он не только успокоил отца, но и убедил его постричься в монахи вместе с матерью. И родители послушались сына. Стефан постригся в Островском Введенском монастыре с именем Сергий, а Васса — в местном женском, с именем Варвара. Могилы их местно чтутся. Александр же продолжал подвизаться, изумляя суровостью своего жития самых строгих валаамских иноков. Сначала он подвизался в общежитии, потом перешел на безмолвие, на остров, именуемый ныне Святым, и провел там 13 лет.

Там доселе сохраняются следы его труженической жизни: его узкая сырая пещера, в которой можно поместиться только одному человеку; расположена она в расселине скалы на половине обрывистой горы, туда проведена отвесная лестница. Сохранена и выкопанная им для себя могила, впоследствии осененная гранитным крестом. Однажды, стоя ночью на молитве, Александр услышал таинственный голос: «Александр, изыди отсюда и иди на прежде показанное тебе место, на нем ты возможешь спастись». Великий свет указал ему место на юго-востоке, на берегу р. Свири, где стоял до наших дней его монастырь. Было это в 1485. Там он нашел «бор красен зело, место сие было леса и озеро исполнено и красно отвсюду, и никтоже там от человек прежде живяше». Хижину свою преподобный поставил на берегу Ропшинского озера. На полверсты от него к югу находится озеро Святое, отделенное от него Стремнинной горой. Здесь он провел 7 лет, питаясь не хлебом, а «зелием, здесь растущим». Раз, придя и изнеможение, он молил Господа исцелить его.

Тогда явился ему «муж преславен», назнаменовал крестным знамением его больное место и сказал: «Се здрав еси, и работай Господу Богу Твоему отныне и до века». «И отныне, — говорит преподобный, — без труда пребываю, хваля и славя человеколюбца Бога за множество неизреченных щедрот Его». Раз вышел преподобный из своей хижины за водой. И в это время услышал с неба голос: «Александр, так как ты был усердным исполнителем Моих заповедей, то Я соберу к тебе множество людей. Ты же не отвергай их, но приими с распростертыми объятиями и будь им наставником ко спасению!»

Вскоре после этого боярин Андрей Завалишин, ставший впоследствии преподобным Адрианом Андрусовским, охотясь за оленем, нашел его келью и рассказал о нем другим. Первым пришел к преподобному родной брат его Иоанн, во всем схожий с ним, но скоро скончался. Потом стали приходить и другие. Жили они отдельно в безмолвии и посте, стараясь подражать преподобному. Скоро приехал опять Андрей Завалишин и привез с собой хлеб и 2 пуда ржи и ячменя. Тогда преподобный с братией стал заниматься земледелием и помогать бедным. Пост же свой он усилил. В это время, подобно Аврааму, ему явилась Святая Троица. Это откровение несет таинственный смысл и знак любви Божией к русскому народу.

В лице преподобного Александра Свирского — русского новозаветного Авраама — сама Святая Троица избирает русский народ народом-богоносцем, исповедником истинной веры Христовой в конце мировой истории. Явление Святой Троицы святому Александру Свирскому происходило так.

Вначале к нему пришел ангел и повелел устроить церковь во имя пресвятой Троицы, собрать братию и устроить обитель. И вторично явился ему ангел и повторил повеленное. Наконец, в 23-й год поселения преподобного в пустыни, большой свет явился в его храмине, и он увидел 3 мужей, вошедших к нему. Они были одеты в светлую белую одежду и освещены славой небесной «паче солнца». Господь напомнил преподобному о повелении устроить церковь и обитель. Преподобный Александр спросил, как наречется эта церковь. Господь ответил: «Возлюбленный, якоже видеши в Триех Лицех Глаголющего с тобою, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святаго Духа, единосущной Троицы… Аз же ти мир Мойоставляю и мир Мой подам ти». И стал невидим. И когда преподобный размышлял, на каком месте построить церковь, явился ему ангел в мантии и куколе, с простертыми крыльями, и указал место для церкви «и рукою крестообразно назнаменовал».

После этого по просьбе братии преподобный Александр был посвящен архиепископом Серапионом Новгородским в священники и поставлен игуменом. Тогда он поставил небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы. Вокруг нее четырех угольником были поставлены кельи. Освятили церковь между 1526 и 1530. После этого преподобный задумал поставить каменную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы и трапезную. Основание их уже было положено, и раз ночью преподобный Александр молился Пресвятой Богородице об основании обители.

Вдруг раздался голос: «Се Господь грядет и Рождшая Его!» Преподобный поспешно вышел из кельи и увидел над основанием Покровской церкви, над алтарным местом, на престоле, Пресвятую Богородицу с Предвечным Младенцем на руках, окруженную множеством ангелов. Она сказала: «Вот Я пришла посетить тебя и посмотреть основание церкви Моей». При этом Она обещала Свою помощь и заступление обители, показала преподобному множество иноков, которые все несли строительные материалы. «Они тобою имут быть наставлены на путь спасения», — сказала ему Пречистая.

Преподобный Александр, памятуя слова Евангелия: «Больший из вас да будет вам слуга» (Мф. 23, 11), подавал во всем братии пример: он сам рубил дрова, работал в поварне, месил и пек хлебы. Раз не хватило воды, и преподобный сам пошел за ней. Увидев это, иноки поспешили опередить его. По обычаю преподобного Феодосия Печерского, он обходил ночью кельи иноков, и, если заставал иноков беседующими между собой, то, призывая их утром, старался привести к покаянию и в случае необходимости налагал епитимию.

По ночам он молол рожь и, измолов часть, назначенную каждому брату, клал ее на свое место. Одежду носил грубую, заплатанную. Перед кончиной преподобный Александр поучал братию любви и снисходительности друг к другу. Скончался он со словами: «Господи, приими дух мой» 30 августа 1533, будучи 85 лет от роду, и в 1547 был причислен к лику святых. Святые мощи его были открыты в 1641 и почивали в открытой раке в Преображенской пустыни, откуда в день Пресвятой Троицы переносились в Свято-Троицкий монастырь и оттуда обратно.

Преподобный Адриан Ондрусовский, Никифор и Геннадий Важеозерские, Александр Куштский, Иона Яшезерский и многие другие подвижники Северного края были его учениками, и значение его можно сравнить со значением преподобного Сергия Радонежского. С приходом богоборческой власти мощи святого Александра Свирского были увезены в Петроград и помещены в закрытый анатомический музей Военно-медицинской академии. Вторично святые мощи обретены 28 июля 1998. Эксперты были поражены тем, что мощи не усохли, а сохранили прижизненную конфигурацию тела святого. Вместо испаряющейся жидкости промежутки между тканевыми волокнами заполнялись воздухом, не давая тканям уплотняться. Ученые, исследовавшие святые мощи при их обнаружении, пришли к выводу, что наблюдаемое ими состояние мощей не может являться результатом обычных процессов, происходящих в тканях: «Тело исследуемого монолитное, целое, не подвержено тлению, цвет тела — восковой. Поражает сохранность тела».

Подобная степень сохранности просто уникальна даже по сравнению с другими нетленными мощами. У святого Александра лицо сохранилось почти как живое. Кожа лица не сморщенно-высохшая, а гладкая и эластичная; цвет кожи светлый, с желтовато-янтарным оттенком. Из стопы преподобного исходит миро, на запах которого слетались пчелы. «Визиты» пчел к мироточащим мощам преподобного зафиксированы на видео, это также видели многочисленные паломники.
Память его празднуется 30 августа/12 сентябряв день преставления и 17/30 апреля в день обретения мощей.


Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.