Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Илья-Муромец. 1910г.
Автор: Рерих Н. К.
Источник: Государственный Русский музей
08:20 / 20.01.2015

Русская Правда. Краткая редакция (1030-1072)
Если убьют вора на своем дворе, или у клети, или у хлева, то так тому и быть; А если украдут чужого пса, или ястреба, или сокола, то 3 гривны за обиду. А за старшего конюха при стаде 80 гривен, как постановил Изяслав за своего конюха, когда его убили дорогобужцы

Русская правда

1. Если убьет человек человека, то мстить брату за брата, или сыну за отца, или отцу за сына, или сыну брата, или сыну сестры; если кто не будет мстить, то князю 40 гривен за убитого; если это будет русин, или гридин, или купец, или ябетник, или мечник, или изгой, или словении, то назначить за него 40 гривен.

2. Или кто будет избит до крови или до синяков, то не искать этому человеку свидетеля; если на нем не будет никакого признака ударов, то пусть придет на суд свидетель; если же не сможет прийти, то тому делу конец; если кто за себя не может мстить, то взять за него князю за обиду 3 гривны и оплату врачу.

3. Если кто ударит кого палкой, или жердью, или кулаком, или чашей, или рогом, или обухом, то платить 12 гривен; если этого виновного не настигнут для немедленного отмщения, то ему платить, а тому делу конец.

4. Если кто ударит мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью, то 12 гривен за обиду.

5. Если же ударит мечом по руке и рука отвалится или усохнет, то 40 гривен.

6. Если после удара по ноге будет нога цела или ударенный начнет хромать, тогда детей удерживать от мщения.

7. Если же по пальцу ударит какому-либо, то 3 гривны за обиду.

8. А за ус 12 гривен и за бороду 12 гривен.

9. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну.

10. Если человек толкнет человека от себя или к себе, то 3 гривны, и пусть пострадавший приведет на суд двух свидетелей; если пострадавший варяг или колбяг, то пусть сам клянется.

11. Если челядин скроется или у варяга, или у колбяга, и его в течение трех дней не выведут, но обнаружат его хотя бы на третий день, то взять ему <господину> своего челядина, а 3 гривны за обиду.

12. Если кто поедет на чужом коне без спроса, то платить 3 гривны штрафа.

13. Если кто возьмет чужого коня, или оружие, или одежду, а хозяин опознает в своем миру, то взять ему свое, а 3 гривны за обиду.

14. Если опознает кто похищенное, то не берет его, и пусть не скажет тому, у кого находится опознанное: «Мое», но скажет ему так: «Пойди на свод, где взял». Если же не пойдет, то пусть предъявит поручителя, что пойдет на свод в течение пяти дней.

15. Если где-нибудь взыскивают на другом долг, а он начнет отказываться, то идти ему на извод перед 12 человеками; и если окажется, что он несправедливо не отдал ему, то истец должен получить свои деньги, а за обиду 3 гривны штрафа.

16. Если кто хочет забрать челядина, опознав его как своего, то при своде вести к тому, у кого этот последний по времени господин купил, а тот отведется к следующему, пока не дойдут до третьего; тогда пусть скажет третьему: «Отдай мне своего челядина, а свои деньги ты взыщи при свидетеле».

17. Если холоп ударит свободного человека и убежит в господский дом, а господин его не будет выдавать, то холопа господину взять, и пусть уплатит господин за него 12 гривен, а после того, где тот ударенный человек встретит его, пусть убьет его.

18. А если кто сломает копье, или щит, или повредит одежду и захочет, чтобы он <хозяин> оставил у себя, то взять с него <виновного> деньги; но если тот, кто сломал, захочет приобрести, то пусть заплатит деньгами столько, сколько господин заплатил за это.

Правда, установленная Русской земле, когда собрались Изяслав, Всеволод, Святослав, Коснячко, Перенег, Никифор Киевлянин, Чюдин, Микула.

19. Если убьют огнищанина за обиду, то убийца платит за него 80 гривен, а людям не надо; и за княжеского подъездного 80 гривен.

20. А если убьют огнищанина в разбое, а убийцу люди не ищут, то виру платить той верви, где лежит убитый.

21. Если убьют огнищанина у клети, или у коня, или у быка, или во время кражи коровы, то убить убийцу как собаку. И тот же закон в отношении тиуна.

22. А за княжеского тиуна 80 гривен.

23. А за старшего конюха при стаде 80 гривен, как постановил Изяслав за своего конюха, когда его убили дорогобужцы.

24. А за княжеского сельского старосту и за старосту, который руководит пахотными работами, 12 гривен.

25. А за княжеского рядовича 5 гривен.

26. А за смерда и за холопа 5 гривен.

27. Если роба-кормилица или кормилец, 12 гривен.

28. А за княжеского коня, если тот с тавром, 3 гривны, а за коня смерда 2 гривны, за кобылу 60 резан, а за вола гривну, а за корову 40 резан, а за трехлетку 15 кун, а за годовалую полгривны, а за теленка 5 резан, за ягненка ногата, за барана ногата.

29. А если кто уведет чужого холопа или робу, то платить ему за обиду 12 гривен.

30. Если придет человек окровавленный или с синяками, то не искать ему свидетелей.

31. А если кто крадет или коня, или волов, или обкрадывает клеть, то, если один крал, то заплатить ему гривну и тридцать резан; если их будет 18, то платить каждому человеку по три гривны и 30 резан.

32. А за княжескую борть 3 гривны, если ее сожгут или выдерут пчел и соты.

33. Если смерда будут истязать, но без княжеского повеления, то 3 гривны за обиду; а за истязание огнищанина, тиуна или мечника 12 гривен.

34. А если кто запашет межу или затешет межевой знак, то 12 гривен за обиду.

35. А если украдет ладью, то за ладью хозяину платить 30 резан, а штрафа князю 60 резан.

36. А за голубя и за курицу 9 кун, а за утку, гуся, журавля, лебедя 30 резан, а штрафа князю 60 резан.

37. А если украдут чужого пса, или ястреба, или сокола, то 3 гривны за обиду.

38. Если убьют вора на своем дворе, или у клети, или у хлева, то так тому и быть; если продержат до рассвета, то вести его на княжеский двор; а если его убьют, но люди видели, что он был связан, то платить за него.

39. Если сено украдут, то 9 кун; и за дрова 9 кун.

40. Если украдут овцу, или козу, или свинью, а 10 человек украли одну овцу, то пусть платят по 60 резан штрафа князю, а кто поймал воров, тому 10 резан.

41. А из гривны мечнику куна, а в десятину 15 кун, а князю 3 гривны; а из 12 гривен ему 70 кун, а в десятину 2 гривны, а князю 10 гривен.

42. А это закон при сборе виры: вирнику взять 7 ведер солода на неделю, а также барана или полтуши говядины, или две ногаты; а в среду резану или сыры, в пятницу то же, а хлеба и пшена сколько смогут съесть; а вирнику 60 гривен и 10 резан и 12 вирниц, а при въезде гривна, а если приходится на говение кормить рыбами, то считать за рыбы 7 резан; таким образом всех кун 15 на неделю, а хлеба сколько смогут съесть; пусть вирники собирают виру не более недели. Таково постановление Ярослава.

43. А это постановление для мостников: если настелят мост, то взять за работу ногату, а за городню ногата; если же у старого моста надо будет починить несколько досок, 3, 4 или 5, то взять столько же.

Комментарий:

Краткая редакция Русской Правды (далее — КП) является одним из наиболее древних сохранившихся памятников письменности Киевской Руси, а содержащаяся в ее составе так называемая Правда Ярослава, видимо, — древнейший памятник светского литературного языка древнерусского периода.

КП — свод законов первой половины XI в., разных по времени издания (здесь и далее излагаются выводы книги: Свердлов М.Б. От Закона Русского κ Русской Правде. М., 1988).

На Руси IX—X вв. создание писаного права значительно отставало от процесса развития государственности. Β результате походов князей Олега, Игоря, Святослава, Владимира в Восточной Европе сложилось огромное государство — от Ладоги до Среднего Поднепровья, от Галиции и Волыни до Волго-Окского междуречья. Русь вела в это время активную внешнюю политику и заключала межгосударственные договоры (Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968, с. 21—142; Сахаров Α.Η. Дипломатия Древней Руси: IX — первая половина X в. М., 1980; Он же. Дипломатия Святослава. М., 1982). Древнерусская государственность развивалась. Существовала публичная власть в виде великокняжеской династии Рюриковичей. Племенные князья находились в первой половине X в. в вассальной зависимости («под рукой») киевских великих князей, а в середине этого столетия племенное деление было заменено территориальным — по погостам и городам с волостями. Существовал и Закон Русский, которым руководствовались в судебной практике великие киевские князья. Его нормы были учтены при составлении русско-византийских договоров 911 и 944 гг. Закон Русский по составу своих норм и по их содержанию восходил κ племенному периоду, возможно, к племенам Среднего Поднепровья VIII — первой половины IX в. Он развился в X в. в сложный по составу источник права. Но существовал Закон Русский, вероятно, в устной форме (аналогичным был путь развития Правд у германских и скандинавских племен). С принятием на Руси христианства как государственной религии и с распространением кириллицы появилась возможность записи сложившейся системы законодательных норм — Правды.

Поводом для такой записи стал конкретный случай — конфликт между новгородцами и варягами и правовое урегулирование их отношений Ярославом Святославичем в 1015—1016 гг. При составлении так называемой Правды Ярослава, или Древнейшей Правды (ст. 1—17 КП) из уже существовавшей правовой системы были избраны те нормы (об убийстве, ударах, увечьях, нарушении права собственности, бегстве зависимых людей), которые были необходимы для осуществления цели издания этого первого писаного судебника. Отсюда ограниченный нормативный состав статей так называемой Правды Ярослава, или Древнейшей Правды и их частичное редактирование в применении κ варягам и колбягам.

Следующим этапом в развитии древнерусского светского права стало издание так называемой Правды Ярославичей, или Домениального устава (ст. 19—41 КП). Большая часть его норм была заимствована из продолжавшей использоваться устной системы права, но в составе Домениального устава эти нормы меняли и ограничивали свою функцию применительно κ правовой защите княжеского господского хозяйства. Абсолютное большинство исследователей считает, что так называемая Правда Ярославичей, или Домениальный устав издана, как следует из содержания ст. 19 КП, Изяславом, Святославом и Всеволодом Ярославичами после смерти отца. Однако, как следует из текстологического анализа КП и Пространной редакции Русской Правды (далее — ПП), законодательная деятельность братьев имела место еще при жизни отца (Стратонов И. Α. Κ вопросу ο составе и происхождении Краткой редакции Русской Правды. Казань, 1920. Отд. отт.; Зимин Α. Α. Κ истории текста Краткой редакции Русской Правды. — Труды Московского гос. историко-архивного института, т. 7, Μ., 1954) или Домениальный устав был издан при Ярославе Мудром, существующий ныне заголовок (ст. 19 КП) появился в тексте ошибочно, а совместная законодательная деятельность Ярославичей ограничилась запрещением кровной мести (Свердлов М. Б. От Закона Русского κ Русской Правде, с. 21—30).

КП включает в свой состав также «покон вирный» — изданный Ярославом Мудрым закон, регламентирующий время и корм вирника во время сбора виры — штрафа за убийство свободного человека. Особую статью составил «урок» (постановление) для мостников — оплату за ремонт моста или мостовой.

Объединение в едином своде разных по назначению и времени происхождения законов, последующее включение этого свода древнерусскими юристами в ПП и его название «Суд Ярославль Володимѣричь» позволяет предположить, что КП являлась первой кодификацией светского писаного права и проведена она была до кончины Ярослава Мудрого.

Еще в XVIII в. В.Н. Татищев и И.Н. Болтин предполагали происхождение норм КП в древнейший период, до X—XI вв. Β литературе XIX в. этот вопрос конкретизировался в установлении генезиса Русской Правды из правового обычая или государственного закона. Β 50—70-е годы нашего столетия связи Русской Правды с предшествующими нормами в обычном праве и Законе Русском обстоятельно изучались Л.В. Черепниным и Α.Α. Зиминым. Противоположный подход — утверждение государственных правовых новаций — разрабатывал С.В. Юшков, который абсолютизировал государственное нормотворчество.

Β исследованиях XVIII — начала XX в. установилось традиционное и верное деление КП на Правду Ярослава, или Древнейшую Правду и Правду Ярославичей, или Домениальный устав (большой вклад в позитивную разработку истории текста КП внес в начале XX в. немецкий ученый Л. К. Гетц). Это деление, но с еще большими различиями в датировке и в определении места издания ее составных частей, сохранилось в литературе 20—80-х годов нашего столетия: Правда Ярослава, или Древнейшая Правда и Правда Ярославичей, или Домениальный устав — соответственно — 30-е годы XI в. и 1072 г. (М. Н. Тихомиров, С. В. Юшков) или 1015—1016 годы, 70-е годы XI в. (Б. Д. Греков, А. А. Зимин, Л. В. Черепнин, Б. А. Рыбаков и другие) (мнения И. А. Стратонова, А. А. Зимина, М. Б. Свердлова об издании норм так называемой Правды Ярославичей, или Устава Ярославичей еще при жизни Ярослава Мудрого см. выше). Впрочем, существенным недостатком изучения Русской Правды в 40—80-е годы явилось мнение ο прямых и жестких связях общественных отношений с содержанием Русской Правды (С.В. Юшков, Μ.Η. Тихомиров, А.А. Зимин, Л.В. Черепнин) без учета относительной самостоятельности темпов и содержания развития права и в то же время без учета традиционности юридического и литературного его выражения как следствия особого значения традиции в средневековом менталитете.

КП сохранилась в двух списках середины XV в. в составе Новгородской первой летописи младшего извода: Академический список и Археографический (Комиссионный) список. Β.Π. Любимов отметил при их описании, что Академический список является более исправным, хотя в нем отмечается порча некоторых слов. Археографический список имеет значительное число испорченных мест (Правда Русская. Подготовили κ печати Β.Π. Любимов, Η.Φ. Лавров, Μ.Η. Тихомиров, Г.Л. Гейерманс и Г.Е. Кочин. Под ред. Б.Д. Грекова. М.—Л., 1940, т. I. Тексты, с. 32). Поэтому в основу издания берется Академический список с указаниями разночтений по Археографическому списку.

Лучшее научное издание КП: Правда Русская. Т. I. С. 67—81. Оно стало основой последующих научных изданий. Мы также публикуем КП по этому изданию. Тексты сверены с их факсимильным воспроизведениям: Правда Русская. Под общей редакцией Б.Д. Грекова, т. III. М., 1963, с. 12—20, 24—29.

Перевод М.Б. Свердлова



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.