Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Портрет поэта Гаврилы Романовича Державина. 1811г.
Автор: Боровиковский В. Л.
Источник: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
09:00 / 22.01.2015

Державин Гаврила Романович (1743-1816), поэт
Провинциаль­ный дворянин, чиновник, государственный деятель, он был выразителем идей просвещенного абсолютизма в Рос­сии. Державин не только воспевал екатерининский век, но с огромной поэтической силой критиковал его, и это критическое направление придавало своеобразие и значимость его поэзии

Гаврила Романович Державин русский поэт, государственный деятель родился близ Казани в семье мелкопоместного дворянина. Он рано лишился отца, майора Романа Николаевича. Мать Фёкла Андреевна (урожденная Козлова). Систематического образования не получил. Десять лет прослужил солдатом в Преображенском полку. В 1772 году был произведен в офицеры. В 1977 году перешел на штатскую службу: служил в сенате, был губернатором в Петрозаводске и Тамбове, затем секретарем Екатерины II, министром юстиции при Александре I. Отличаясь независимостью характера и прямотой ("Горяч и в правде черт!" - говорил он о себе), Державин нередко ссорился с начальством, побывал даже под судом. С 1803 года жил на покое, проводя лето в своем имении Званке, на берегу Волхова.

Сочинять стихи он начал, еще будучи солдатом, писал в казарме. В 1776 году свои оды поэт напечатал отдельной книжкой, но без обозначения своего имени. Книжка осталась незамеченной. Позже он был принят в кружок популярных в то время писателей - Н.А. Львова,И.И. Хемницера, В.В Капниста, многому учился у них, штудировал труды теоретиков классицизма - Буало, Батте, читал Горация и других античных авторов.Эти штудии Державину сильно помогли Свои новые сочинения он анонимно печатал в петербургских журналах - и это уже были истинно державинские произведения- "На смерть князя Мещерского", "Ключ", "Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока". Читатели почувствовали, что никто из прежних поэтов, ни Сумароков, ни Ломоносов, с такой смелостью не пользовались "низким штилем", не вводили так просторечия, не рисовали с такой смелостью в стихах самих себя, своих знакомцев, окружающую обстановку В стихах классицистов все было регламентировано, а Державин, сохраняя оду как жанр, насыщал ее новым содержанием.

Огромный успех имела ода Державина "Фелица", написанная в 1782 году. Под видом царевны "Киргиз-Кайсацкия орды" Фелицы поэт вывел императрицу Екатерину. Та, прочитав оду, наградила поэта и дала ему личную аудиенцию. Державин нарисовал в "Фелице" образ Екатерины как просвещенной "матери отечества", неустанно радеющей о благе подданных, свято соблюдающей законы, умной и простой в быту и привычках Поэт пытался создать идеальный образ монарха. В каком-то смысле эта ода была уроком поэта царям. Державин воспевал императрицу, но при этом сатирически рисовал ее вельмож.

За что те, естественно, мстили ему. Так он и был услан подальше от столицы в глухую Олонецкую губернию - но губернатором. Державин объездил весь Север.  Во время плавания по Белому морю однажды в шторм он чуть не погиб. Гавриил Романович был очень смелым, решительным, мужественным человеком. Есть в его биографии и такой факт. Когда до Петербурга дошли слухи о восстании Пугачева, Державин добился назначения его в команду к генералу Бибикову, возглавлявшему правительственные войска против повстанцев.  

Три года он провел в огне крестьянской войны, два раза чуть не попал в плен к самому Пугачеву "В лице Державина поэзия русская сделала великий шаг вперед", - писал Белинский. А историк русской литературы Г. Гуковский подтверждает: "Его стихи рвут из рук, их переписывают в заветные тетради, они не нуждаются даже в печати, их и без того знают наизусть все..." Это уже 80-90 годы конца XVIII века Державин придавал огромное значение изобразительной силе стихов, звуковой, фонетической окраске. 

Державин прославил в своих стихах полководцев Румянцева и Суворова, казачьего атамана Платова, но прославил и простого русского солдата - Росса, как он возвышенно его называл. Он пишет и о барышнях-дворянках, и воспевает девушек-крестьянок. Он большой жизнелюб, поэтому пейзажи его очень настоящие, выразительные, яркие. Природа у Державина бодра и целительна.  

Александр Сергеевич Пушкин вспоминает, как он относился к Державину в юности: "Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не позабуду Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались. Дельвиг вышел на лестницу, чтоб дождаться его и поцеловать ему РУКУ" руку, написавшую "Водопад"...  

Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза тускны, губы отвислы: портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи.  

Он слушал с живостию необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел "Воспоминания в Царском Селе", стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли..."

Это Пушкин написал в 1835 году, к этому времени отношение его к поэзии Державина по существу не изменилось. Он считал его великим поэтом. Некоторые мыслители считали, что великая русская литература началась с оды Державина "Бог". Именно этой одой он открыл свое собрание сочинений:

О Ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в трех лицах божества!
Дух всюду сущий и единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог.
Кто все собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем: Бог.

Ты есть! - природы чин вещает,
Гласит мое мне сердце то,
Меня мой разум уверяет,
Ты есть - и я уж не ничто!
Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей
Ты телесных,
Где начал Ты духов небесных
И цепь существ связал всех мной.

Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь - я раб - я червь - я Бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел ? - безвестен;
А сам собой я быть не мог. 

Державин - поэт классицизма. Но он внес в классицизм "сердечную простоту", поэтому его оды, его лирические стихи как бы шагнули из условностей классицизма в живую жизнь. В творчестве поэта отразилось много конкретных черт русской жизни, русского быта, живых русских раздумий того времени. В них появилось немало злободневного. Современному читателю порой читать Державина трудновато. Но таков поэтический язык допушкинской эпохи. Это русский язык еще неустоявшийся и пестрый, еще не приведенный в гармонию. Он насыщен формами и оборотами, которые шли из старины.

Провинциаль­ный дворянин, чиновник, государственный деятель, он был выразителем идей просвещенного абсолютизма в Рос­сии; в его поэтическом творчестве, в его лирическом мире, глубоко индивидуальном, несмотря на рамки классицизма, светлом, солнечном, полном энергии и молодости, среди других тем звучали темы и мысли бурного века Просвеще­ния, звучал его критический дух. Державин не только воспевал екатерининский век, но с огромной поэтической силой критиковал его, и это критическое направление придавало своеобразие и значимость его поэзии.

Державин умер 8 июля 1816 года в Званке. Его небы­валый жизненный путь от солдата до министра, его жиз­ненный опыт нашли отражение в поэзии. 

 



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.