Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
В лаборатории изучения культурного наследия Университета ИТМО (Санкт-Петербург)
Источник: Яндекс картинки
12:06 / 02.11.2022

Методика учёных ИТМО позволит определить подлинность картин
"Наша методика на основе ИК-спектроскопии помогает заглянуть внутрь картины. Мы обнаружили, что степень полимеризации масла отличается в разных красочных слоях картины, это позволило соотнести каждый слой с эпохой, когда он был нанесен: XIX и XXI век соответственно. Наше решение упростит процесс выявления подделок живописи и анализ эталонных картин", - Иван Андреев

Ученые ИТМО предложили методику для проверки подлинности картин. С ее помощью можно менее чем за полминуты определить химический состав полотна и столетие, в котором оно было написано.

Эффективность методики ученые проверили на копии пейзажа Ивана Айвазовского XIX века. 

Традиционные методы изучения картин - рентгенография и УФ-люминесценция - больше не могут решать все задачи исследователей искусства. Они малоинформативны с точки зрения анализа художественных материалов: с их помощью можно только визуально оценить полотно. 

Ученые лаборатории изучения культурного наследия факультета фотоники ИТМО предложили методику, которая позволяет комплексно исследовать живописное произведение искусства и даже определить эпоху, в которую был нанесен тот или иной красочный слой картины.  

В отличие от классических методов визуализации это решение помогает косвенно оценить количественные характеристики картины, например, концентрацию красящего пигмента и степень полимеризации (высыхания) масла. В основе методики - инфракрасная спектроскопия.

Физики исследовали прижизненную копию картины XIX века Ивана Айвазовского «Вид с высоты птичьего полета на Принцевы острова близ Константинополя в Мраморном море».

Они сделали из ее фрагмента тест-объект, нанесли подписи, нарисовали геометрические фигуры поверх живописи, мужскую голову на обратной стороне холста, а затем с каждого интересующего фрагмента полотна (грунт, красочные слои, холст) взяли пробы, положили их на алмазный кристалл и облучили инфракрасными волнами.

Во время эксперимента у каждого образца часть излучения поглощалась, а часть проходила дальше.

В результате исследователи получали спектры поглощения каждого фрагмента картины, с помощью которых можно оценить концентрацию пигментов и связующих веществ на холсте.

«Наша методика на основе ИК-спектроскопии помогает заглянуть внутрь картины, понять, что, например, на пейзаже Айвазовского мы видим не обычную синюю краску «Берлинская лазурь», но и определить ее химический состав.

Экспертиза на молекулярном уровне дает намного больше информации, чем традиционный визуальный анализ, - объясняет автор работы, аспирант факультета фотоники ИТМО, специалист по техническим исследованиям Государственного Русского музея Иван Андреев. 

- Мы обнаружили, что степень полимеризации масла отличается в разных красочных слоях картины, это позволило соотнести каждый слой с эпохой, когда он был нанесен: XIX и XXI век соответственно.

Наше решение упростит процесс выявления подделок живописи и анализ эталонных картин».

Ученые неслучайно решили протестировать методику именно на копии картины Ивана Айвазовского.

Исследуемая копия оказалась в коллекции Русского музея еще в начале 2000-х. Художник был известен уже при жизни, поэтому его очень часто подделывали.

«Иван Айвазовский оставил большое творческое наследие: он работал с историческими сюжетами, пейзажами, портретами. Учесть все его работы невозможно, что открывает простор для фальсификации.

К тому же важно не только представить зрителю произведение искусства, но и соединить эстетическую, историографическую оценку, контекст живописи с технологическим подходом.

Комплексный анализ позволяет понять нам манеру, любимые приемы, фактуру и материалы художника, а также определить, оригинал перед нами или копия. 

Наша методика усовершенствует и технологическую, и теоретическую экспертизу живописи Айвазовского, - подчеркивает искусствовед, научный сотрудник мобильной лаборатории изучения культурного наследия ИТМО Александра Смолянская. 

- К слову, и копия может дать ценную информацию для мира искусства - например, выявить типичные черты того или иного художественного направления, периода».

Ученые продолжат развивать методику анализа картин. В их планах - протестировать технологию на оригинальных полотнах, а также адаптировать ее для произведений живописи русского авангарда (1910-е годы).

В перспективе методику внедрят для работы специалистов Государственного Русского музея.

Исследования выполнены при поддержке гранта по Постановлению Правительства Российской Федерации № 220 от 09 апреля 2010 г.

Аспирант факультета фотоники ИТМО, специалист по техническим исследованиям Государственного Русского музея Иван Андреев. Источник: Научная Россия



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.