Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Древние люди в Сибири
Источник: Яндекс картинки
10:53 / 16.09.2015

В конце каменного века в Сибири существовала весьма развитая для того времени цивилизация
На основе раскопок святилищ эпохи энеолита и начала бронзового века в бассейнах рек Тобол и Иртыш можно сделать вывод  о том, что во III–II тысячелетиях до нашей эры здесь существовала весьма развитая для того времени цивилизация, возможно, одна из самых развитых в мире. И тому есть множество косвенных подтверждений
На основе материалов раскопок святилищ эпохи энеолита (конец каменного века) и начала бронзового века в бассейнах рек Тобол и Иртыш выявлен высокий уровень астрономических знаний и космологических представлений древнего населения Сибири, где в на рубеже III–II тысячелетий до нашей эры цивилизационный уровень общества был одним из самых высоких в мире, сообщается на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации.

Археологические раскопки памятников каменного века служат источником наших знаний не только о быте древних людей, но и об их представлениях об устройстве окружающего мира и Вселенной. Об этом чаще всего судят по организации сакрального пространства (святилищ) в местах обитания людей в каменном веке, их привязке к ландшафту и ориентации по небесным телам. Самый известный пример – Стоунхедж в 130 километрах от Лондона.

К тому же времени, что и Стоунхедж, относятся святилища, раскопанные российскими археологами в лесостепной и южнотаежной зонах бассейнов рек Тобол и Иртыш. В сибирских святилищах отсутствуют только мегалитические постройки, которые здесь возводились не из камня, а из более удобного и доступного материала для здешних обитателей – дерева. Они удивительно напоминают Стоунхедж, что лишний раз свидетельствует об универсальности картины мироздания у людей той эпохи – трёхчастного мира (Верхний мир, Средний и Нижний).

Столбы, вкопанные на вершинах курганов (насыпных или естественных), были не только заметными ориентирами местонахождение святилища, но и конкретными солнечными и лунными ориентирами, связанными с определенной календарной системой. В круглоплановых святилищах Западной Сибири эти астрономические ориентиры приурочены к основным положениям Солнца и Луны.

Подавляющая часть зафиксированных в древности азимутов главных светил соответствует их наиболее значимым циклам – заходам и восходам Солнца в дни равноденствий и солнцестояний, крайним позициям и фазам Луны, фиксирующим таким образом смену определенных отрезков времени (сезонов года, лунных месяцев, дня и ночи и т.п.).

Особое значение на культовых объектах имели ориентиры, связанные с азимутами Высокой и Низкой Луны в крайних позициях, имеющих отношение к 18,6-летнему циклу (так называемому Метонову циклу). В это время, преимущественно в дни солнцестояний и равноденствий или близкие к ним, Луна, Земля и Солнце выстраиваются в один ряд, в результате чего одно из двух светил оказывается в тени и в зависимости от ситуации происходит солнечное или лунное затмение. Знания этих космических явлений уже имели место в жреческой среде населения эпохи энеолита Урало-Сибирского региона и широко использовались служителями культа в ритульно-обрядовой практике.

Таким образом, на основе раскопок святилищ эпохи энеолита и начала бронзового века в бассейнах рек Тобол и Иртыш можно сделать вывод  о том, что во III–II тысячелетиях до нашей эры здесь существовала весьма развитая для того времени цивилизация, возможно, одна из самых развитых в мире. Косвенным свидетельством этого служит и тот факт, что основные представления той эпохи о модели Вселенной сохранились у местного аборигенного населения (манси, ханты) до этнографической современности.


Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.