Полноцветные фотографии поверхности Марса
08:21 / 27.04.2018

Зонд «ЭкзоМарс-TGO» получил первые цветные фотографии Марса
Камера CaSSIS, установленная на борту российско-европейского зонда "ЭкзоМарс-TGO", получила первые полноцветные фотографии поверхности Марса, сообщает пресс-служба университета Берна.

"Во время проверки инструментов мы обнаружили и решили несколько мелких проблем, связанных с работой камеры. Мы полностью переписали ее прошивку, и теперь инструмент находится в прекрасном состоянии и готов совершать новые открытия. Удивительно, что нам удалось полностью поменять программную начинку камеры, удаленной от нас на 100 миллионов километров", — заявил Николас Томас (Nicholas Thomas) из университета Берна (Швейцария).

Совместная российско-европейская миссия "ЭкзоМарс-TGO" прибыла к Красной планете 19 октября 2016 года. Орбитальная часть миссии успешно справилась с задачей сближения с Марсом и выхода на стабильную орбиту, а вот посадка демонстрационного модуля "Скиапарелли" на плато Меридиан у экватора Марса закончилась неудачей.

Примерно полтора года назад "ЭкзоМарс-TGO" начал долгую процедуру торможения — чтобы замедлиться и выйти на расчетную траекторию, он использовал трение, вырабатываемое при прохождении через верхние слои атмосферы Марса. Процедура завершилась в конце февраля, а в апреле зонд официально начал научную работу.

Во время этой процедуры, как отмечал в беседе с нашим корреспондентом один из соруководителей программы Олег Кораблев, камера зонда получила новую версию прошивки, которая позволяет делать более качественные снимки. Камеру включили в конце марта, первые фотографии она передала почти две недели назад, 15 апреля.

На первых снимках запечатлен кратер Королева — гигантская воронка диаметром в 84 километра, расположенная у северного полюса Марса. Обновление прошивки позволило CaSSIS достичь фантастического разрешения в пять метров на пиксель, благодаря чему ученые впервые увидели четкие границы залежей льда на кромках этого кратера.

Эти фотографии стали первыми полноцветными изображениями, полученными камерой зонда, — предыдущие были или черно-белыми, или имели усеченный цветовой диапазон.

По словам Томаса, в будущем, после того как орбита зонда стабилизируется, разрешение камеры станет еще выше. Как надеются ученые, CaSSIS наряду с главными научными инструментами миссии поможет решить загадку марсианского метана и найти на поверхности планеты следы сезонных изменений, потенциально связанные с жизнью.

Помимо научных задач и изучения атмосферы Марса TGO предстоит выполнить и другую важную миссию — зонд станет связующим звеном между Землей с одной стороны и европейским марсоходом "Пастер" и российской посадочной платформой — с другой. Отправить их на Марс предполагается в 2020 году.

Астрономы сообщили об огромном пятне в центре Солнца

Вблизи центра солнечного диска появилась одна из самых красивых и крупных активных областей, рассказали астрономы из Лаборатории рентгеновской астрономии Солнца Физического института имени Лебедева РАН.

Такие активные области формируются вокруг групп солнечных пятен и представляют собой системы огромных магнитных петель. Они наполнены горячей плазмой и простираются на несколько сотен тысяч километров. Часто их размеры превышают расстояние от Земли до Луны, говорится в сообщении.

Однако увидеть эти системы с Земли невозможно, потому что их излучение лежит в жесткой ультрафиолетовой области спектра и земная атмосфера полностью его поглощает. В лучшем случае можно разглядеть только солнечные пятна в основании области. Однако из космоса системы видны во всех деталях. Несколько снимков активной области сделала работающая сейчас на орбите космическая солнечная обсерватория SDO (НАСА).

"Соответствующие области называются активными, так как часто являются центрами крупных солнечных вспышек. Это связано с повышенной напряженностью магнитного поля, благодаря которой здесь могут формироваться весьма сильные электрические токи, которые и приводят к вспышкам", — поясняют астрономы.

Но иногда магнитные поля активных областей образуют устойчивые конфигурации с минимальной энергией — их называют потенциальными. Они обладают огромными запасами энергии, часто превышающими годовое потребление всей Земли в миллионы раз, но, поскольку энергия находится в точке потенциального минимума, ее высвобождение невозможно, и область остается спокойной.

Астрономы отмечают, что наблюдающаяся сейчас область относится именно к такому типу. Несмотря на огромные размеры и энергию, за несколько дней в ней не произошло ни одной вспышки.

"Если в ближайшие дни здесь не произойдет каких-то событий, которые перестроят магнитную конфигурацию и лишат ее "потенциального статуса", то область, вращаясь вместе с Солнцем, так и скроется за солнечным горизонтом без каких-либо последствий для Земли", — заключают специалисты.