Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Никольскй мужской монастырь Старой Ладоги
Источник: Яндекс картинки
14:57 / 01.12.2014

Ладога (862)
Уже в конце I тысячелетия н.э. Ладога привлекла внимание викингов, стремившихся превратить ее в свой опорный пункт. По данным некоторых летописей, именно в Ладогу ушел после знаменитого похода на Византию и даже умер там князь Олег. Ладога была отдана в «вено» родственникам Ирины—Ингигерды, жены Ярослава Мудрого

Ладога стояла недалеко от впадения реки Волхова в Ладожское озеро. К ней близко подходили реки Сясь и Тихвинка, верховья которых непосредственно примыкали к Чагодоще, притоку реки Мологи. Древний путь от берегов Балтийского моря к верховьям Волги шёл примерно по линии современной Тихвинской водной системы и отмечен целым рядом курганов и могильников. От Ладоги начинался путь по Свири и Ковже к Белоозеру, где находилось племя «Весь».

Этот район был известен в X в. как страна, богатая пушным зверем. Для древнейшей стадии скандинавской торговли с востоком Ладога являлась, несомненно, более удобным центром, чем Новгород. Поэтому предание о Ладоге, как о первом месте поселения Рюрика, может указывать на большое значение этого города в глубокой древности, как отправного пункта движения скандинавской торговли на юг и юго-восток.

Особое отношение варягов к Ладоге подтверждается скандинавскими сагами, нередко упоминающими об Альдейгаборге. По скандинавским сказаниям, Ладога была отдана Ярославом Мудрым в вено Ингигерд (Ирине), дочери короля Олафа. Ингигерд изъявила своё согласие на брак с условием, чтоб ей предоставлен был «в свадебный дар Альдейгьюборг и то ярлство, которое к нему относится». Ингигерд вышла замуж за Ярослава и отдала крепость Альдейгьюборг с областью Рогнвальду. Таким образом, скандинавские саги рисуют нам положение Ладоги как опорного пункта для варягов, приходивших из-за моря.

В.И. Равдоникас отмечает, что курганы в местности Плакун, поблизости от Ладоги, отличаются по своему устройству и обряду погребения «от обычных и одновременных им приладожских курганов с сожжением и чрезвычайно близки (собственно даже идентичны) к шведским курганам этого времени, например, к курганам около г. Бирки», хотя этническая принадлежность населения древнейшей Ладоги к восточным славянам несомненна.

На древность поселений в районе Ладоги указывают находки арабских монет VIII-IX вв. около древней Георгиевской церкви в крепости. С установлением постоянных торговых и политических сношений Новгорода с Ростово-Суздальской землёй по верхнему течению Волги значение Ладоги сильно упало, так как открылись более близкие и безопасные пути на восток. Тем не менее Ладога долго оставалась крупнейшим городом на севере Новгородской земли.

В Ладоге были построены каменные церкви и воздвигнут в 1116 г. каменный замок, заложенный ладожским посадником Павлом. Большое значение Ладоги объясняет участие ладожан в решении важнейших политических вопросов, касавшихся Новгородской земли в целом, хотя замечается подчинённое положение Ладоги по отношению к Новгороду.

В торговом отношении Ладога имела значение перевалочного пункта, которое она сохраняла ещё в XIII в., когда в Ладоге находилась католическая церковь св. Николая. При ней надо предполагать существование двора для приезжих купцов, как это было в Новгороде. Из проекта договора Новгорода с Готландом XIII в. видно, что церковь была построена в давнее время, так как пользовалась «как и в старину», особыми отведёнными ей лугами.

Повидимому, она находилась на Варяжской улице, упоминаемой в переписной книге Ладоги 1500 г.  Из той же переписной книги выясняется, что в Ладоге был посад с несколькими улицами и церквами. О существовании его известно уже по летописному рассказу о нападении шведов на Ладогу в 1164 г. 

Археология (Археология СССР в 18т. под редакцией Б.А. Рыбакова)

Ладога (ныне г. Старая Ладога Ленинградской область) хорошо известна скандинавским сагам. На страницах русских летописей Ладога впервые появляется под 862 г. в третьей редакции Повести временных лет (ПСРЛ, т. II, стб. 19). Древнее городище занимает мыс на правом берегу р. Волхов при впадении в нее р. Ладожки. На стрелке мыса высится неоднократно перестраивавшаяся каменная крепость (площадь 1 га ). К ней примыкают сооруженные в эпоху позднего средневековья укрепления Земляного города.

Поселение окружено несколькими могильниками IX—XI вв. Стратегически выгодное местоположение в нижнем течении р. Волхов обусловило роль Ладоги в качестве северных ворот Древнерусского государства. Она открывала путь из Балтики по речным системам Восточной Европы к берегам Каспийского и Черного морей. Неудивительно, что уже в конце I тысячелетия н. э. Ладога привлекла внимание викингов, стремившихся превратить ее в свой опорный пункт. По данным некоторых летописей, именно в Ладогу ушел после знаменитого похода на Византию и даже умер там князь Олег. Ладога была отдана в «вено» родственникам Ирины—Ингигерды, жены Ярослава Мудрого.

Вновь город фигурирует в источниках уже в начале XII в. К Ладоге идут на войну новгородцы с князем Мстиславом. В 1114 г. ладожский посадник Павел строит здесь каменную крепость. Важные сведения о положении Ладоги в системе Новгородской земли-княжения содержатся в описании событий 1132 и 1136 гг. Судьбу новгородского стола решают совместно новгородцы, псковичи и ладожане, причем вторые и третьи специально призываются для этого в Новгород. Попутно выясняется, что посадники (Рагуил) посылаются в Ладогу из Новгорода. Значение Ладоги и Пскова как важнейших центров Новгородской земли выступает здесь особенно рельефно.

Жители этих городов пользуются известной самостоятельностью. Без их санкции не могут быть приняты решения, касающиеся государственного устройства всего княжества. Отсюда можно полагать, что Ладога наряду с Псковом была одним из центров племенной федерации— предшественницы Новгородской земли. Впоследствии ладожане — непременные участники военных сил «всей области Новгородской». Городу не раз приходилось отбивать иностранное вторжение. Как пригород Новгорода Ладога в XIV—XV вв. иногда отдавалась в кормление служилым новгородским князьям.

До конца новгородской независимости Ладога прочно входила в состав феодальной республики. В ней было построено шесть каменных храмов. Археологические исследования в Ладоге проводились в начале XX в. Н.И. Репниковым на очень высоком для своего времени методическом уровне. Раскопки сосредоточились на территории Земляного города, где древние культурные отложения достигали 3 м. В советское время эти работы были продолжены, планомерные исследования памятника возобновлены в 1970 г. экспедицией ЛОИА АН СССР (А.Н. Кирпичников, В.П. Петренко, Е.А. Рябинин и др.).

Ныне в Ладоге вскрыто свыше 2 000 кв. м. Благодаря археологическим работам история древнего города обрела реальные черты. К сожалению, ладожский культурный слой консервирует дерево лишь в своей нижней части. Поэтому горизонты XI—XV вв. содержат значительно меньше информации. По уточненным данным, жизнь в Ладоге началась в середине VIII в. Древнейшее поселение (площадь 4—5 га) занимало в VIII—IX вв. низменную местность по обоим берегам р. Ладожки.

Укреплений этого времени не обнаружено. Найденная керамика— сплошь лепная. Вскрыты остатки больших по площади срубных жилищ, окруженных хозяйственными постройками, мастерскими, хлевами. Прослеживаются остатки дворовых настилов и замощений.

По мнению А.Н. Кирпичникова, уже на раннем этапе развития в Ладоге складывается усадебная планировка. Площадь первых дворов превышала 200 кв. м. Обнаружены следы кузнечного, бронзолитейного и костерезного производства. Найдены предметы с руническими надписями.

Судя по находкам и погребальным памятникам этнический состав населения древнейшей Ладоги был довольно пестрым. На рубеже IX—X вв. на ранее не заселенной стрелке мыса возводятся первые укрепления. Во время раскопок 1972 г. под кладкой стены позднесредневековой крепости удалось на значительном протяжении расчистить остатки каменной стены, построенной в 1114 г. посадником Павлом. Под ней в свою очередь вскрыты развалы еще более древней (X в.) каменной оборонительпой линии.

С X в. славянский этнический элемент в Ладоге преобладает. Появляются первые улицы, вытянувшиеся вдоль берега Волхова и ведущие в крепость. Поселение тесно застраивается избами-срубами. Находки приобретают общерусский характер. Среди них есть несколько свинцовых печатей. Своего расцвета Ладога достигает к концу XII в. В городе строится шесть каменных церквей. Наблюдения над распространением культурного слоя этого времени говорят, что площадь поселения приближалась к 16 га. Пока остается открытым вопрос о второй линии укреплений Ладоги в XII—XIII вв.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.