Рязань (1096)
Рязань, называемая теперь Старой Рязанью, стояла на возвышенном правом берегу Оки, несколько ниже впадения в неё реки Прони. Впервые Рязань упоминается под 1096 г. по случаю войны Олега Святославича с Владимиром Мономахом, но, несомненно, она существовала ранее. Д.И. Иловайский производил название города от местного слова «ряса», обозначавшего топкое, несколько болотистое место. Но этот домысел нельзя назвать удачным. Гораздо вероятнее название «Рязань» искать в корнях мордовских слов и сближать его с племенным названием мордвы - «эрзя».
В источниках Рязань появляется поздно, только с 1096 г., но с этого времени Рязань и рязанцы уже не сходят со страниц летописи. Рязанцы и рязанские князья ведут постоянную борьбу с великими князьями владимирскими за преобладание в Северо-Восточной Руси. К сожалению, характер известий о Рязани таков, что мы с трудом можем из них извлечь сведения о самом городе, кое-как пополняемые только с помощью археологии.
Рязанская земля по течению Оки и Прони была населена в XII-XIII вв. довольно густо, как об этом можно судить по указаниям на отдельные поселения в этом районе. Верховья Прони близко подходили к верхнему течению Дона. Рязань как бы замыкала собой один из караванных путей от междуречья Волги и Оки к берегам Азовского моря. Роскошные заливные луга, река, богатая рыбой, плодородная почва создавали здесь особые условия для роста города.
Крупнейшим рязанским городом была Старая Рязань. Остатки древнего вала сохранились в Старой Рязани до настоящего времени. Вал окружал город с трёх сторон, с четвёртой Рязань была прикрыта природной крутизной речного берега. Город по размерам занятой площади выделялся из числа обыкновенных укреплённых замков.
А.Л. Монгайт, наиболее полно исследовавший за последнее время топографию Старой Рязани, так описывает её городище: «Старорязанское городище, в настоящее время представляющее собой распаханное поле, с южной и восточной сторон обнесено валом и глубоким рвом. Северная сторона городища упирается в овраг, по дну которого протекает ручей Серебрянка, впадающий в Оку. Южная сторона городища частично примыкает к правому берегу Чёрной речки, а западная омывается Окой. Вал отделяет от поля территорию древнего города, по площади равную 48 гектарам, в плане близкую к четырёхугольнику».
Важной особенностью Старорязанского городища является наличие на нём возвышенной северной части, холма, отделённого от остального городища оврагом, размытым на месте рва. Монгайт предполагает, что здесь и возникло древнейшее славянское поселение X в., которое потом распространилось на всю территорию, отделённую теперь внутренним валом. В XI столетии тут находился Кремль Старой Рязани. В XII в. Рязань была окружена обширными валами; князь и бояре переселились в более удобную южную часть города, в район Успенского и Борисоглебского соборов.
Схема, предложенная А.Л. Монгайтом, заслуживает ещё дальнейшей проверки, но очень вероятна. В частности, она находит аналогию в топографии древнего Киева, где первоначальный город сосредоточивался в районе Десятинной церкви, а позже передвинулся к Софийскому собору. Сомнительно, впрочем, чтобы валы окружали все кварталы города, так как некоторые ремесленные производства требуют большого количества воды и обычно располагались на низменных речных берегах. Как далеко шли ремесленные слободы Старой Рязани, сказать невозможно, ибо в позднейшее время город потерял своё прежнее значение и память об его прежней топографии стёрлась.
Во всяком случае, остатки их надо искать поблизости от городка, может быть в районе современного села Старая Рязань. В городе стояли каменные Успенский и Борисоглебский соборы. В крестчатом плане Борисоглебского собора некоторые исследователи видят несомненное влияние кавказской архитектуры XII в., как и в церкви Ольгова городка при впадении Прони в Оку. Это наблюдение имеет для историка большой интерес, если вспомнить о несомненных связях соседней Залесской земли с Кавказом.
О былом богатстве Рязани говорят клады, найденные на её территории. В 1822 г. местные крестьяне внутри вала наткнулись на клад золотых предметов, находившийся на глубине до 0,6 м (3/4 аршина) в истлевшем кожаном мешке. СКлад заключал 11 круглых блях нагрудного убора («бармы»), украшенных самоцветными камнями, эмалью и жемчугом. Уже первые издатели клада отметили, что медальон с изображением Ирины имеет надпись «Орина», что указывает на русского мастера.
Толстой и Кондаков прямо говорят, что некоторые медальоны клада - «местной рязанской работы». Они отмечают, что «работа сканных украшений, оставаясь прежнего типа, отличается здесь редким совершенством и небывалою тонкостью, ясно показывая, до чего могла достигать ловкость русских мастеров». Судя по богатству украшений, рязанские бармы сделаны в княжеской мастерской.
Для оценки былого богатства Рязани важно отметить периодические находки кладов в районе Рязани, что исключает представление о случайном заносе драгоценностей в эти отдалённые земли Древней Руси. Такие клады были найдены в Старой Рязани в 1868 г. при распахивании земли возле остатков вала древнего городища, в 1887 г. - при обвале от дождя одной из сторон холма, на котором находится сельское кладбище. Вещи второго клада были завёрнуты в кусок ткани и помещались на глубине в 32 аршина от поверхности холма. Замечательнее всего, что рязанские клады в той или иной мере однородны по подбору предметов. В большинстве это наплечные украшения, на которых, видимо, специализировались рязанские мастера. Различие в богатстве украшений говорит за то, что оплечья изготовлялись не только для княжеского двора, но были рассчитаны на более широкий сбыт.
Раскопки, произведённые в Старой Рязани за последние годы, показывают широкое развитие в этом городе металлического производства. Ремесленники Старой Рязани занимались обработкой чёрного и цветных металлов. В одной землянке были обнаружены «слитки олова и многочисленные обрезки тонких листов меди, медные мелкие изделия, медная стружка». В одной яме, находившейся рядом с полуземлянкой ремесленника, «найдено много железного шлака, криц, молоток, зубило». Специальностью Старой Рязани было производство различного рода металлических украшений с перегородчатой эмалью.
Неоднократные находки шейных цепей, иногда типа богатейших украшений, говорят о существовании здесь одного из центров их производства. Но это дорогие предметы. Наряду с ними выпускались и более мелкие вещи для относительно широкого сбыта. Рязанские вещи распространялись не только в соседних древнерусских землях, но и среди мордовского населения. Об этом говорит находка «узких и тонких медных полосок, служивших для изготовления мордовских накосников».
При раскопках обнаружены были главным образом землянки и полуземлянки ремесленников. Но существовали и наземные постройки гораздо большего размера. Одна постройка, вскрытая раскопками, занимала относительно большую площадь; в ней была глинобитная печь. К северу от постройки стоял амбар, где найдены были ржаные зёрна. Центральная и юго-восточная части Старой Рязани были заселены менее густо, чем северная, судя по тонкому культурному слою. Вероятно, здесь жили более зажиточные круги старорязанского населения, усадьбы которых были окружены садами и огородами. Старая Рязань в период своего расцвета являлась типичным средневековым городом. Дома тут перемежались с огородами, садами, пустырями.
Письменные известия также рисуют Рязань крупным центром, где с конца XI в. сидят самостоятельные князья. Крупнейшей фигурой среди них был Ярослав Святославич, младший брат знаменитого Олега Черниговского. Утверждение черниговской ветви князей в Рязани указывает на путь заселения Рязани из Северской земли. Этим объясняется та непрерывная непримиримая борьба, которую рязанские князья вели с владимирскими. Различие между Рязанской и Залесской землями заключалось не только в том, что они управлялись разными ветвями князей, но и в том, что рязанцы и соседние владимирцы вели своё происхождение от разных племенных групп восточного славянства: первые - от вятичей и северян, вторые - от кривичей.
В 1195 г. в Рязани уже существовал Борисоглебский собор, служивший усыпальницей рязанских князей. При раскопках найдены фундаменты трёх каменных церквей: Успенского, Спасского и Борисоглебского соборов. Укрепления города были деревянными. Так надо понимать сообщение летописи о сожжении «града» в Рязани в 1208г. по приказанию Всеволода Большое Гнездо. Это же летописное сообщение показывает, что под рязанцами понимались горожане, которые были способны сказать владимирскому князю «буюю речь, по своему обычаю и непокорству». Сжигая городские укрепления, Всеволод всё-таки пощадил людей и их имущество. Неизвестно, когда резиденция епископов была переведена из Мурома в Рязань, но случилось это, во всяком случае, не позднее начала XIII в.