Муром (862)
Вторым центром Рязанской земли был Муром - один из древнейших русских городов, сохранивший дославянское название. Начальная летопись ещё помнила о существовании особого народа - «мурома», оставившего свой след в названии города. Предания об упорном сопротивлении местных жителей введению христианства твёрдо держались в памяти муромских жителей ещё в XVI в., как и представление об его былой славе. Составитель сказания о граде Муроме даже пытался осмыслить название города, уверяя, что он имел «стены каменны и мраморяны и тако нарицашася град Муром».
Представления о небывалой славе своих городов весьма типичны для многих бытописателей истории родных городов и нередко встречаются в сочинениях не только XVI в., но даже нашего времени. Гораздо важнее замечания автора о том, что город находился ранее «не на том месте, где ныне есть, но был негде в том же граде, отстояние имея немного от нынешнего града», а этим «нынешним градом» автор считает муромское «Старое городище». Стало быть, древний, дославянский Муром лежал где-то поблизости.
Изучая положение Мурома, мы сталкиваемся с вопросом, почему именно в этом месте бассейна Оки возник крупный город. Может быть, это объясняется близостью Мурома к соседним мордовским землям, с которыми он был связан течением Теши, а также Мокши с Цной. Первоначальный Муром мог вырасти как пункт по торговле ближайших мордовских земель с Великими Болгарами, подобно Белоозеру с окружающей его страной «Вису». Наша догадка подтверждается известием 1088 г.: «взяша болгаре Муром». Это известие приподнимает завесу над прошлым города, обнаруживая связь Мурома с камскими болгарами и претензии их на этот город.
Из текста летописи можно понять, что Муром уже существовал в IX в., во всяком случае, в конце X - начале XI в. в нём видим самостоятельного князя Глеба Владимировича, убитого по приказанию Святополка Окаянного. Сказание о граде Муроме уверяет, что Глеб не одолел «неверных» людей и два года жил в 12 верстах от города, что, может быть, является отражением какого-либо действительного факта. В XI-XII вв. князья Борис и Глеб считались уже покровителями Мурома, что вызвало посвящение городского собора их имени.
Вопрос о времени утверждения христианства в Муроме не безразличен для историка, так как с ним связан вопрос об окончательном установлении власти русских князей на Оке. Что Ярослав Мудрый уже владел Муромом, об этом мы знаем из сообщения об убийстве в Муроме опального новгородского посадника Константина. Тем не менее внедрение христианства в Муроме многие историки относят к позднему времени на основании сказания о граде Муроме, по которому апостолом христианства в нём был князь Константин с сыновьями Михаилом и Фёдором. При всей путанности сказания в его различных редакциях под него пытаются подвести историческую основу, что получается у разных авторов довольно несогласованно.
Д.И. Иловайский обращение жителей Мурома в христианство относит к началу XII в., принимая за Константина жития Ярослава Святославича, хотя известно, что христианским именем его было Панкратий. Авторы описания муромских древностей уже прямо говорят, что Константин скончался в 1205 г. Н. Серебрянский отмечает, что житийная дата кончины князей - начало XIII в. - может оказаться правильной, ибо в XVI в., когда писалось житие муромских князей (сказание о граде Муроме), единственным руководством служили надгробные доски над их могилами, а имя Константин и воспоминание о трудности обращения муромцев в христианство повели к легенде о том, что именно князь Константин обратил муромцев в христианство.
На наш взгляд, даты, указанные в житии муромских князей, - 1224 и 1232 гг. (6731 и 6740) - имеют полное основание считаться достоверными, ибо сам автор жития говорит о каменных досках, найденных на гробах князей, где могли быть вырезаны их имена и даты их кончины. Крещение Мурома к этому времени было фактом состоявшимся, и Константин был сделан муромским апостолом по аналогии с Константином Великим, вследствие чего и празднование его было положено на 21 мая, когда праздновались равноапостольные Константин и Елена.
В конце XI в. уже говорится о муромцах и о Муроме, как о значительном «граде» на Оке. В это время муромским князем становится Ярослав Святославич, которого так и называет муромским князем в своём послании митрополит Никифор. Муром этого времени, несомненно, был христианским городом, а в 1174г. в нём указана церковь «Христова», которую создал князь Георгий Муромский.
Первоначальный город XI в. находился на Старом городище, где была поставлена церковь Благовещения (впоследствии Благовещенский монастырь), которую в XVI в. считали «первоначальной». Здесь-то и найдены были «каменные доски велики» на гробах усопших князей. На значительность Мурома в XI в. указывает существование особой муромской епископии. Перенос епископии в Рязань означал начавшееся захирение Мурома.
Интересный материал для суждения о древнем Муроме дают предметы из Муромского могильника. Они найдены были на территории, находящейся в полкилометре от Муромского кремля. Предметы, найденные в могильнике, датируют его VII-XI вв.
Инвентарь могильника характерен для муромских могильников, в особенности инвентарь женских погребений с их «шумящими» привесками, различного рода перстнями, спиральными запястьями, браслетами и пр. Повидимому, могильник занимал большую площадь современного Мурома.
Вывод Е.И. Горюновой, автора статьи о Муромском могильнике, что «ещё в X - начале XI в. на территории города Мурома, недалеко от его центра - Кремля, существовал муромский посёлок», согласуется с преданием о князе Глебе, который не мог одолеть язычников-муромцев. Поэтому предположение, что русский город в Муроме возник не в IX, а в конце X или начале XI в., может иметь значительную вероятность, хотя в летописи говорится не о городе, как думает Е.И. Горюнова, а о народе - «мурома».
О характере древнего Мурома дают некоторое представление раскопки, произведённые на берегу Оки, поблизости от церкви Николы Набережного. В слое XI- XII вв. найдены были железные шлаки и медная окись, шиферные пряслица, обломки стеклянных браслетов, пряслица для веретён, рыболовные грузила. Ограниченный характер раскопок не позволяет говорить о ремесленной специализации города, но большое распространение различного рода металлических украшений, найденных в погребениях Муромского могильника, как будто свидетельствует о развитии металлообработки.