Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Начало монастыря, получившего впоследствии наименование Троице-Сергиева Лавра, восходит к XIV столетию. Монастырь возник на месте уединенных аскетических подвигов преподобного Сергия Радонежского, одного из наиболее почитаемых на Руси святых. С именем преподобного Сергия Радонежского, миротворца и объединителя русских земель, связывают становление Москвы как центра державы после падения величия Киевской Руси. Именно он много сделал для того, чтобы Москва стала главным центром управления государства и церкви, а Свято-Троицкая Лавра – их духовной опорой.
Основание и формирование монастыря происходило в период, связанный с нравственным и политическим возрождением и развитием Русского государства после жесточайшего разорения и опустошения, которые принесло монголо-татарское нашествие XIII в. Говорят, что великому народу даны великие испытания. Нет греха «пасть» под ударами судьбы, грех — не подняться. Русь поднялась - личный пример преподобного Сергия десятилетиями зримо и незримо напитывал силою светоносного духа ум и душу её народа. Его пример вернул людям Веру в особый Божественный промысел об их Родине, пробудил Надежду на возрождение Святой Руси, возжег Любовь к Богу и Отечеству.
Благодаря общежительному уставу, введенному преподобным Сергием, его нестяжательному житию и учительству, появились десятки святых подвижников, создавших новые монастыри на тех же основаниях, что и преподобный Сергий. Так возникла школа преподобного Сергия. «Ради спасения души монах бежал от мира в заволжский лес, а мирянин цеплялся за него и с его помощью заводил в этом лесу новый русский мир. Вот так, напутствуемые благословением Преподобного, шли борцы одни на юг, за Оку, на татар, другие на север, за Волгу, на борьбу с лесом и болотами» (В.О.Ключевский).
К XVI — началу XVII вв. хозяйство Троицкого монастыря отличалось большой устойчивостью и стабильностью. Монастырь участвовал в событиях международного значения. В Смутное время из всех укрепленных поселений, находящихся в непосредственной близости от захваченной столицы, только Троицкий монастырь оказался не занятым захватчиками.
16-месячная (сентябрь 1608 – январь 1610 гг.) осада Троицкого монастыря 30-тысячным войском поляков и литовцев (в то время как русских было в пятнадцать раз меньше) была одним из главных событий Смутного времени. Лишь заступничеством преподобного Сергия, явную помощь которого защитники обители неоднократно ощущали, можно объяснить то, что осада закончилась для поляков поражением. Архимандрит Дионисий, келарь Авраамий Палицын и другие известные и неизвестные защитники Троицкого монастыря указали народу своим подвигом путь ко спасению от пагубной смуты, решительно повлияв на исход противостояния в борьбе за власть в Московском государстве.
После снятия осады монастырь помогал разоренной Москве своими запасами и деньгами. В августе 1612 г. в монастыре проходили последние приготовления к походу ополчения во главе с Мининым и Пожарским за освобождение Москвы. В 1618 г. близ монастыря, в селе Деулино, было подписано перемирие между Россией и Польшей. «…в Смутное время Троицкий монастырь дал самый сильный отпор врагам, и при этом силы нравственные были соединены с материальными» (С.М. Соловьев).
И в последующие столетия русской истории основанный преподобным Сергием Троицкий монастырь остается оплотом российской государственности. В конце XVII века дважды, в 1682 и 1689 годах, ищет за монастырскими стенами защиты от заговорщиков юный Петр Великий. В XVIII веке императрица Елизавета Петровна часто устраивала сюда богомольные «походы», а в 1744 году ее указом Троице-Сергиев монастырь был удостоен почетного титула «лавра». Троице-Сергиева Лавра становится крупнейшим центром духовного просвещения: в 1742 году здесь открывается Духовная Семинария, а в 1814 году в Лавру переезжает Московская Духовная Академия. Даже после перенесения столицы из Москвы в Санкт-Петербург Троице-Сергиева Лавра оставалась самой почитаемой национальной святыней.
Святые заветы Преподобного Сергия обитель сумела пронести через столетия благодаря таким его последователям, как митрополит Платон (Левшин) (1737-1812гг.), митрополит Филарет (Дроздов) (1782-1867гг.), митрополит Иннокентий (Вениаминов) (1797-1879гг.). Даже в трудные моменты истории ХХ века Лавра была для страны примером верности Православию, силы духа и любви к своему Отечеству. Время испытаний связано с именами подлинных преемников преподобного Сергия, таких как мученик архимандрит Кронид (Любимов), величайший «светильник веры» архимандрит Тихон (Агриков), один из наиболее почитаемых духовных отцов нашего времени архимандрит Кирилл (Павлов). В конце ХХ – начале ХХI вв., в переломный период истории нашего отечества, из Лавры и Московской Духовной Академии, называемых «большой кельей преподобного Сергия», вышли сотни архиереев и наместников монастырей. В наши дни, когда Россия восстанавливается после десятилетий атеизма, Свято-Троицкая Сергиева Лавра является символом возрождения для миллионов людей.