Ростов (862)
История Ростова Великого уходит в глубь веков. Впервые в летописи Ростов упомянут за 862 годом, как уже существующий, крупный для своего времени город. Возник он на берегу речки Пижермы, впадающей в озеро Неро, на землях, заселённых угро-финским племенем Меря. Недалеко находилась столица этого племени – Сарское городище. Древние остатки этого города VII-XIII веков можно исследовать в настоящее время в красивой излучине реки Сара в десяти километрах от Ростова.
Славяне приходят в эти земли в IX-XI веках. Первыми приходят новгородцы, затем кривичи и, вероятно, вятичи. Недалеко от озера (к юго-востоку от того места, где сейчас располагается Ростовский кремль) они оборудуют свой стан, на месте которого в дальнейшем находилось представительство наместников киевского князя и двор ростовских князей. Расселение славян в этих землях протекает мирно. В течение нескольких веков происходит ассимиляция угро-финского племени. Сейчас об этом племени напоминают дошедшие до нашего времени географические названия: озеро Неро, реки Нерль, Которосль и другие.
В 907 и 911 годах ростовские воины участвуют в походах под руководством князя Олега на Царьград (Константинополь, нынешний Стамбул) и в результате побед берут единовременную дань на себя и ежегодную на свой город, добиваются льготных условий в торговле и удобного проживания в византийской столице.
Летом 991 года в Ростов прибывают Киевский Великий князь Владимир с митрополитом, четырьмя епископами и воеводою Добрыней и крестят местных жителей в водах озера Неро. Но крещение приняла меньшая часть жителей города, большинство продолжало оставаться язычниками. Первые епископы, греки Феодор и Илларион, даже вынуждены были покинуть город из-за враждебного отношения приверженцев старой веры. Следующий епископ Леонтий из-за постоянных нападений язычников уходит из центра города, селится в пригороде (в районе нынешнего Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря) и несёт Слово Божие детям. Сейчас на этом месте поставлен памятный деревянный крест. Святитель Леонтий, первый Святой Северо-Востока Руси, принял мученическую смерть от язычников во время восстания волхвов в 1071 году. В настоящее время его мощи покоятся под спудом в Успенском кафедральном соборе.
Сейчас в Ростове Великом находятся действующие православные монастыри: Спасо-Яковлевский Димитриев, Свято-Троицкий Сергиев Варницкий, Рождественский и самый древний монастырь Северо-Востока Руси Богоявленский Авраамиев, который был основан преподобным Авраамием в XI веке. Ещё один, Петровский монастырь, был основан в XIV веке татаро-монголом, в настоящее время православным Святым, Петром царевичем Ордынским. Он пока имеет статус приходской общины. Ещё один действующий монастырь, Борисоглебский, находится в 18 км. от Ростова.
В 988-1010 годах ростовским княжеством управлял Ярослав Мудрый, заложивший, для защиты Ростова и контроля торгового пути по Волге, город Ярославль. Следующим ростовским князем был князь-мученик Борис, причисленный вместе со своим братом Глебом к лику Святых после смерти от рук наёмных убийц, подосланных их братом Святополком Окаянным. В XI веке в Ростове была построена удивительно красивая дубовая церковь. Сейчас на этом месте стоит Успенский собор. В XII веке ростовским столом владел князь Юрий Долгорукий, по повелению которого на землях ростовского боярина Кучки был заложен град Москва. Правда, свою резиденцию Юрий Долгорукий перенёс из Ростова в Суздаль. Его сын Андрей Боголюбский перенёс великокняжеский престол из Киева во Владимир. В Ростове он построил первый каменный Успенский собор.
Первым удельным ростовским князем считается Константин Всеволодович, который вел борьбу за великокняжеский престол со своим младшим братом князем Юрием владимирским. В этой борьбе принимал активное участие знаменитый ростовский богатырь Алеша (Александр) Попович, деревянный замок которого находился недалеко от города на реке Где. Здесь же в 1218 году Алеша (Александр) Попович проводит съезд русских богатырей, которые осудили междоусобную борьбу русских князей. Богатырь погиб в битве на реке Калке в 1223 году, при вторжении монголо-татар в половецкие земли. В это время он находился на службе у киевского князя Мстислава.
Зимой 1238 года полчища Батыя прошлись по Владимиро-Суздальскому и Ростовскому княжествам. Решающее сражение между объединённым войском этих княжеств и монголо-татарами произошло в марте на льду реки Сить. Русские войска были полностью разгромлены, а ростовский князь Василько был ранен и пленён. Монголы предлагают ростовскому князю командную должность в своём войске, но тот не желает служить захватчикам, и монголы его зверски убивают. Князь – герой похоронен в Успенском соборе города Ростова. А его жена, княгиня Мария, после гибели мужа успешно помогает своим детям, малолетним князьям Борису и Глебу, управлять княжеством в этот нелёгкий период ордынского ига. Княгиня Мария, единственная женщина-летописец на Руси, похоронена в Спасо-Преображенском соборе, основанного ею Спасского на Песках (Княгининого) монастыря.
Несмотря на трудные времена татарского ига, Ростов остаётся одним из главных культурно-просветительских центров Руси. В ростовском монастыре, именуемом Григорьевским затвором, пишутся православные, исторические и житийные книги, переводится иностранная, в том числе и философская литература, ведётся большая просветительская работа среди местных жителей. Выходец монастыря Стефан Пермский является Святителем далёких народов Северного Урала.
В начале XIV века в Варницкой вотчине ростовских бояр Кирилла и Марии рождается мальчик, наречённый именем Варфаломей. Трудно даётся обучение грамоте отроку Варфаломею, но старец, случайно встреченный им в поле под дубом во время поиска заблудившихся коней, предсказывает отроку будущую великую грамотность. Так в Ростове первые годы своей земной жизни провёл Игумен Земли Русской, преподобный Сергий Радонежский. В годы решающей борьбы с ордынским игом преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Ивановича (Донского) на Куликовскую битву и послал с ним двух монахов-богатырей: Андрея Ослябю и насельника Ростовского Борисоглебского монастыря Александра Пересвета, который сразился в единоборстве, перед началом битвы, с монгольским богатырём мурзой Челубеем.
В XVI веке русский царь Иван Грозный часто посещает Ростов. Здесь, по его указам возводятся новые церкви. Над могилой Исидора Блаженного Твердислова, выходца из немецких земель, строится каменная церковь Вознесения Христова и, в благодарность преподобному Авраамию Ростовскому за успешный поход на Казань, Богоявленский Собор в самом древнем на северо-востоке Руси Богоявленском Авраамиевом монастыре. Мощи преподобного Авраамия в настоящее время покоятся в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре.
В начале XVII века, в годы «великой смуты», польско-литовские интервенты под командованием Сапеги грабят и жгут Ростов. Последним оплотом сопротивления явился Успенский Собор, богослужение внутри которого во время штурма, проводил митрополит Ростовский Филарет, отец будущего первого царя династии Романовых Михаила и сам будущий Патриарх Московский и Всея Руси.
В XVII веке город обносится новыми укреплениями – земляными валами, а затем, митрополитом Ионой Сысоевичем, возводится жемчужина русской архитектуры Ростовский Кремль (Архиерейский Дом). Красивейшие ростовские звоны поражают местных жителей и гостей города. Приезжает сюда с целью постройки потешного флота Пётр I. Но ему не нравится озеро Неро, «грязная лужа», и свой флот он строит на Плещеевом озере.
В XVIII веке в Ростов Великий, в Яковлевский монастырь, основанный ещё в XIV веке, устремляются тысячи и тысячи паломников со всей России. Они идут приложиться к мощам Святого Димитрия Ростовского, у которых происходят многочисленные чудесные исцеления. Далёкая Темерницкая крепость на реке Дон, по просьбам местных жителей была переименована в крепость имени святителя Димитрия Ростовского, а рядом возникший город, получил название Ростов-на-Дону. Святитель Димитрий Ростовский – проповедник, публицист, просветитель, драматург, автор духовных песнопений – это единственный Святой XVIII века в России. В настоящее время мощи Святителя Димитрия Ростовского покоятся в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре Ростова Великого.
В конце XVIII века по Указу Екатерины Второй город получил новую регулярную симметричную планировку и стал перестраиваться. В этот же период Ростов Великий становится одним из главных торговых центров России. Городские торговые площади занимают огромные пространства, строятся здания предназначенные для торговли, а ежегодная торговая ярмарка по объёму оборота становится третьей в стране после Макарьевской (Нижегородской) и Ирбитской.
В XIX веке идёт количественный рост предприятий. Ростовские предприниматели-капиталисты специализируются на переработке продукции местного сельского хозяйства: овощей, картофеля, цикория, льна, а так же на торговых операциях. Многие из них являются благодетелями и меценатами. Купец Титов в середине века сохраняет ростовский кремль от разрушения. На этом месте планировалось создать торговый комплекс из магазинов, лавок и складских помещений. Титов с соратниками начинает восстановление кремля и на его базе организуют музей церковных древностей. Современный музей – заповедник Ростовский кремль ведёт свою историю с тех лет и является одним из старейших музеев страны. Другой купец Кекин строит в городе водопровод и финансирует строительство мужской гимназии, здание которой и сейчас является украшением города.
Обе революции 1917 года город пережил относительно бескровно и достаточно спокойно. Советская власть была провозглашена 18 декабря 1917 года. Местом провозглашения новой власти была гостиница Лионъ. Весь XX век город жил в общем ритме страны. В годы Великой Отечественной войны около двадцати наших земляков получили звания Героев Советского Союза.
В целом в XX веке Ростов Великий оставался тихим провинциальным городом, застывшим в своём развитии. Значительный толчок развитию города дало строительство в 70-е годы современного предприятия Ростовского оптико-механического завода. На северо-восточной окраине города в 70-80-е года возводится большой микрорайон, получивший в народе название «Куба».
В настоящее время визитной карточкой города является Ростовский кремль с его многочисленными музейными экспозициями и знаменитыми на весь мир ростовскими звонами. В Ростове Великом находятся действующие православные монастыри: Спасо-Яковлевский Димитриев, Свято-Троицкий Сергиев Варницкий, Рождественский и самый древний монастырь северо-востока Руси – Богоявленский Авраамиев, который был основан преподобным Авраамием в XX веке. Ещё один, Петровский монастырь, был основан в XIV веке татаро-монголом, в настоящее время православным Святым, Петром царевичем Ордынским. Он пока имеет статус приходской общины. Ещё один действующий монастырь, Борисоглебский, находится в 18 км. от Ростова. Здесь на рубеже XVI и XVII веков проживал преподобный Иринарх затворник, который благословил руководителей Второго ополчения Минина и Пожарского в поход на освобождение Москвы.
Сейчас Ростов испытывает трудности, свойственные небольшим провинциальным городам во всей стране. Но в то же время пытается сохранить свой дух, своё обаяние, свой неповторимый облик на радость современникам и потомкам. Человек, посетивший город один раз, старается приехать сюда снова и снова. Притягательность Ростова – это неразгаданная загадка древнего русского города.