Микроскоп для трёхмерных наноструктур – российское изобретение
Учёные из лаборатории нано-биоинженерии Национального исследовательского ядерного университета МИФИ и компании «СНОТРА», сконструировали прибор, который не только нарезает образец, но и проводит спектроскопию слоёв, позволяя определять состав образца по тому, как он отражает или поглощает свет
Российские нанобиотехнологи, соединив несколько известных методов микроскопии, сконструировали прибор, позволяющий исследовать трёхмерную структуру объектов на наноразмерном уровне и их оптические свойства; свою разработку они описали в статье, опубликованной в журнале ASC Nano, сообщает агентство РИА Новости.

Традиционно для исследования наноструктур используется сканирующая микроскопия, где образец «ощупывается» острым зондом. Однако этот метод даёт лишь двухмерное изображение и не позволяет исследовать объемную структуру образца. Ранее Антон Ефимов, основатель компании-резидента Сколково «СНОТРА», нашёл способ обойти это ограничение, нарезая образец тончайшими слоями и сканируя каждый отдельно. Вместе полученные данные дают представление о структуре трёхмерного объекта.

Авторы статьи в ASC Nano, учёные из лаборатории нано-биоинженерии Национального исследовательского ядерного университета МИФИ и компании «СНОТРА», сконструировали прибор, который не только нарезает образец, но и проводит спектроскопию слоёв, позволяя определять состав образца по тому, как он отражает или поглощает свет.

«Мы сделали прибор, который объединяет в себе 3D-микроскоп с наномасштабным разрешением и микроспектроскопию, которая даёт качественный анализ образца. Таким образом, мы можем очень полно изучать объёмные наноматериалы, можем сказать, как они устроены, из чего состоят и каковы их свойства», – рассказал один из авторов работы, Константин Мочалов из лаборатории нано-биоинженерии НИЯУ МИФИ.

«Технология востребована для контроля производства наноматериалов, лекарств, диагностики и мониторинга результатов лечения», – добавил руководитель лаборатории Игорь Набиев, объяснив, что с помощью нового прибора можно исследовать срезы живых тканей и видеть, как в них распределяются молекулы препарата.

Пока микроскоп существует в виде отдельных устройств. Следующая задача – «упаковать» его в единый прибор, а в перспективе учёные планируют найти компанию, которая заинтересуется его производством.