Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Сцена из оперы «Князь Игорь» Государственного академического Большого театра России. Игорь Святославич - Эльчин Азизов
Автор: Юсупов Дамир
Источник: Государственный академический Большой театр России
09:08 / 22.05.2015

Бородин А.П. Опера «Князь Игорь»
«Князь Игорь» — народно-эпическая опера. Сам композитор указывал на ее близость к глинкинскому «Руслану». Эпический склад «Игоря» проявляется в богатырских музыкальных образах, в масштабности форм, в неторопливом, как в былинах, течении действия. В большой увертюре, основанной на мелодиях оперы, противопоставлены образы русских и половцев

Опера в четырех действиях с прологом Александра Порфирьевича Бородина на либретто композитора (при участии В.В. Стасова), основанное на «Слове о полку Игореве». Время действия: 1185 год. Место действия: Путивль, половецкий стан. Первое исполнение: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 23 октября (4 нoябpя) 1890 года.

«Князь Игорь» по праву считается одной из главных русских опер. Без него уже сложно представить историю отечественной музыки XIX века. «Младший брат «Руслана» стал образцом русской эпической монументальной оперы. Масштабная, многоплановая фреска сочетает «высокое» эпическое повествование и народный комизм, сталкивает русский былинный распев и «неистовый» музыкальный мир Востока.

Сам Бородин объясняет свою эстетическую позицию так: «По-моему, в опере, как в декорации, мелкие формы, детали, мелочи не должны иметь места: все должно быть писано крупными штрихами, ясно, ярко и, по возможности, практично в исполнении, как голосовом, так и оркестровом».

Обратиться к сюжету «Слова о полку Игореве» Бородину посоветовал музыкальный критик и общественный деятель Владимир Стасов, идея пришлась композитору «ужасно по душе», и в 1869 г. он принялся за работу с огромным рвением и поистине научным подходом.

Стасов писал: «Бородин перечитал все, что только могло относиться к его сюжету. Я доставлял ему из публичной библиотеки летописи, трактаты, сочинения о „Слове о полку Игореве“, переложения его в стихи и прозу, исследования о половцах; он читал, сверх того, эпические русские песни, „Задонщину“, „Мамаево побоище“ (для сцены жен, прощающихся с мужьями), эпические и лирические песни разных тюркских народов (для княжны Кончаковны и вообще всего половецкого элемента).

Наконец, от В.Н. Майкова он получил некоторые мотивы из песен финско-тюркских народов, и через него же, от знаменитого венгерского путешественника Гунфальви, музыкальные мотивы, записанные им в Средней Азии, или у потомков древних половцев, живущих еще и до сих пор несколькими селениями в одном округе Венгрии». Помимо русского и восточного фольклора, композитор собирал сведения о быте, общественных отношениях и даже типах оружия русских и половцев.

Однако уже через год Бородин отказался от своего замысла: «Куда мне, в самом деле, связываться с оперою! А сюжет, между тем, как ни благодарен для музыки, вряд ли может понравиться публике. Драматизма тут мало, движения сценического почти никакого. Наконец, сделать либретто, удовлетворяющее и музыкальным, и сценическим требованиям, не шутка. У меня на это не хватит ни опытности, ни умения, ни времени».

В 1874 г. композитор вновь возвращается к «Князю Игорю». Сочинительство идет «неровно», с большими перерывами. Работа в Медико-хирургической академии, активная научная и общественная деятельность не дают композитору полностью сосредоточиться на опере.

«Я напоминаю отчасти Финна в „Руслане“, — писал Бородин, — как тот, в мечтах о любви своей к Наине, не замечал, что время-то идет да идет, и разрешил задачу, когда он и Наина поседели и состарились, — так и я все стремлюсь осуществить заветную мечту — написать эпическую русскую оперу. А время-то бежит со скоростью курьерского поезда: дни, недели, месяцы, зимы проходят при условиях, не позволяющих думать о серьезном занятии музыкою».

По мере сочинения «Игоря» его отдельные номера исполнялись на концертах Бесплатной музыкальной школы, что, по свидетельству Римского-Корсакова, в немалой степени способствовало продвижению работы над оперой: «Сколько просьб и приставаний было сделано с моей стороны милейшему Бородину, чтобы он наоркестровал для концертов несколько нумеров...

Бывало ходишь-ходишь к нему, спрашиваешь, что он наработал. Оказывается — какую-нибудь страницу или две страницы партитуры, а то и ровно ничего. Спросишь его: „Александр Порфирьевич, написали ли вы?“ Он отвечает: „Написал“. Но оказывается, что он написал множество писем. „Александр Порфирьевич, переложили ли вы, наконец, такой-то нумер?“ — „Переложил“, — отвечает он серьезно. „Ну, слава богу, наконец-то!“ — „Я переложил его с фортепиано на стол“, — продолжает он так же серьезно и спокойно. <...> Во всяком случае, не будь концертов Бесплатной музыкальной школы, в судьбе оперы „Князь Игорь“ многое было бы иначе».

О том же свидетельствует и сам автор: «Хор славления имел большой успех, а для судьбы моей оперы имел существенное значение. Нужно заметить, что я вообще композитор, ищущий неизвестности; мне как-то совестно сознаваться в своей композиторской деятельности. ... у других она прямое дело, обязанность, цель жизни — у меня отдых...

Вот почему я, хотя с одной стороны желаю довести оперу до конца, но я другой — боюсь слишком увлекаться ею, чтобы это не отразилось вредно на моей другой деятельности. Теперь же, после исполнения хора из „Игоря“, в публике стало уже известно, что я пишу оперу: скрывать и стыдиться нечего... теперь волей-неволей придется кончать оперу». Однако завершить оперу композитор так и не успел. После скоропостижной смерти Бородина работу над «Князем Игорем» довели до конца Римский-Корсаков и Глазунов.

Премьера оперы состоялась 23 октября 1890 г. в Мариинском театре и прошла с огромным успехом. 19 января 1898 г. ее впервые услышала публика Большого театра. В 1899-м она была впервые поставлена за рубежом — в Праге. А затем и в Париже, Нью-Йорке, Милане — начался победоносный поход «Игоря» по мировым оперным сценам.

Действующие лица:

Игорь Святославич, князь Северский (баритон)
Ярославна, его жена во втором браке (сопрано)
Владимир Игоревич, его сын от первого брака (тенор)
Владимир Ярославич, князь Галицкий, брат княгини Ярославны (высокий бас)
Половецкие ханы:
Кончак (бас)
Гзак (без речей)
Кончаковна, дочь хана Кончака (контральто)
Овлур, крещеный половчанин (тенор)
Гудочники
Скула (бас)
Ерошка (тенор)
Няня Ярославны (сопрано)
Половецкая девушка (сопрано)
Русские князья и княгини, бояре и боярыни,
Старцы, русские ратники, девушки, народ.
Половецкие ханы, подруги кончаковны,
Невольницы (чаги) хана Кончака,
Русские пленники, половецкие сторожевые.

Содержание:


Действие первое

Картина 1. Путивль

Князь Игорь, единственный из русских князей, собирает боевую дружину в поход на половцев, чтобы защитить от них родную землю. Народ величает Игоря, его сына Владимира и ратников и желает им победы.

Игорь и его дружина выступают в поход. Внезапно темнеет — начинается солнечное затмение. Два ратника, Скула и Ерошка, дезертируют, чтобы перейти на службу к оставшемуся в Путивле Владимиру Галицкому.

Картина 2. Половецкий стан

Половецкие девушки песнями и плясками пытаются развлечь дочь хана Кончака — Кончаковну. Все ее мысли поглощены пленным юношей — княжичем Владимиром. С нетерпением ожидает Кончаковна свидания с ним. Появляется сын Игоря Владимир, страстно влюбленный в Кончаковну. Выясняется, что Игорь не хочет и слышать о свадьбе Владимира, пока они в плену. Кончак же согласен выдать дочь за русского княжича.

Князя Игоря гнетут тяжелые думы. Игорь страстно жаждет свободы с тем, чтобы освободить Русь. С нежностью думает он о своей жене Ярославне. Неожиданно к князю подходит Овлур, крещеный половчанин. Он предлагает Игорю свою помощь в побеге из плена. Но тот отказывается — не пристало русскому князю тайно бежать.

Половецкий хан Кончак оказывает Игорю высокие почести как самому дорогому гостю. Он сулит ему освобождение из плена, если тот пообещает впредь не поднимать меча против половцев. Но Игорь отвергает предложение Кончака, не скрывая от него своих намерений: обретя свободу, он вновь соберет дружину и пойдет войной на половцев. Гордость и храбрость русского князя восхищают Кончака.

По велению хана пленницы и воины, чтобы развеять мрачные мысли Игоря, занимают его своими плясками, славя могущественного Кончака.

Действие второе

Картина 1. Путивль

Окруженный разгулявшейся челядью во главе со Скулой и Ерошкой, пирует князь Галицкий. Ему мало власти — он хотел бы сослать Ярославну в монастырь и, сместив Игоря, сесть князем на Путивле.
Девушки упрашивают Галицкого освободить их подружку, но тот гонит девушек прочь под пьяный хохот толпы.

Ярославна тревожится, мрачные предчувствия не оставляют ее ни днем ни ночью. Давно нет вестей от князя. А вокруг нее княжеские раздоры, смута. Даже родной брат Владимир замыслил крамолу в надежде сместить Игоря и княжить на Путивле.
Девушки, которых прогнал Галицкий, ищут у княгини защиты от обидчика. Ярославна обвиняет брата в предательстве и измене, но не в силах справиться с ним. Призванный княгиней к ответу, Галицкий держится с сестрой вызывающе дерзко, угрожая ей и Игорю. Она стойко сносит все нападки брата и грозит отправить его к отцу.

Пришедшие бояре приносят недобрые вести: рать Игоря разбита, сам князь с сыном в плену, русские князья погрязли в раздорах, а половецкие орды идут на Русь.
Тревожный гул набата возвещает об опасности — к Путивлю приближаются половцы. Бояре и народ сообща противостоят врагу.

Картина 2. Половецкий стан

Разорив Путивль, с богатой добычей возвращается ханское войско. Половцы величают своего могущественного хана.

Узнав о беде, постигшей родную землю, Игорь мечтает о единении князей ради спасения Руси, обращая к ним страстный призыв. Овлур уговаривает Игоря решиться на побег.
Кончаковна будит спящий стан. Игорю удается бежать, но его сына Кончаковна удерживает. Разгневанные ханы требуют смерти княжича, но Кончаковна не позволяет тронуть его, а появившийся Кончак повелевает устроить их свадьбу, объявляя Владимира своим зятем.

Картина 3. Путивль

Плач Ярославны, потерявшей всякую надежду на возвращение Игоря, летит над землей, к Днепру, к солнцу. Этому плачу вторит горестная песня поселян, скорбящих о разоренной и выжженной земле.
Неожиданное появление князя и Овлура наполняет радостью сердце Ярославны.

Скула и Ерошка глумятся над князем, попавшим в плен. Неожиданная встреча с Игорем ошеломляет их. Чтобы избежать заслуженного наказания, изворотливый Скула предлагает Ерошке первым возвестить о прибытии князя.

Народ радостно приветствует князя Игоря и других князей, которые прибыли в Путивль, чтобы вместе с Игорем выступить на защиту Руси.

Музыка

«Князь Игорь» — народно-эпическая опера. Сам композитор указывал на ее близость к глинкинскому «Руслану». Эпический склад «Игоря» проявляется в богатырских музыкальных образах, в масштабности форм, в неторопливом, как в былинах, течении действия.

В большой увертюре, основанной на мелодиях оперы, противопоставлены образы русских и половцев. Средний эпизод рисует картину ожесточенной битвы.

Могучий хор пролога «Солнцу красному слава» (на подлинный текст из «Слова») сродни суровым, величественно-строгим напевам древних эпических песен. Этим хором обрамлена зловещая оркестровая картина затмения и речитативная сцена, в которой обрисованы испуганные бояре, встревоженная, любящая Ярославна, грубоватый Галицкий и мужественно-непреклонный Игорь.

Музыка первой картины (первый акт) своим бесшабашным, разгульным характером резко контрастирует настроениям пролога. Песня Галицкого «Только б мне дождаться чести» напоминает размашистую залихватскую пляску. В хоре девушек «Ой, лихонько» тонко воспроизведены особенности жалобных народных причитаний. С напускной важностью звучит грубовато-комическая песня скоморохов «Что у князя да Володимира».

Во второй картине рельефно очерчен образ обаятельно женственной, но волевой Ярославны. В ариозо «Немало времени прошло с тех пор» выражена ее тоска и тревожные предчувствия; целомудренно-сдержанная, строгая по характеру музыка постепенно приобретает страстно-взволнованный характер. Далее действие драматизируется, достигая наибольшей напряженности в сцене Ярославны с боярами. Хоры бояр «Мужайся, княгиня» и «Нам, княгиня, не впервой» полны суровой, грозной силы.

Второй акт посвящен картинам половецкого стана. В каватине Кончаковны «Меркнет свет дневной» слышатся любовные призывы, страстное томление, чувственная нега. Поэзией юношеской любви, очарованием роскошной южной ночи овеяна каватина Владимира «Медленно день угасал».

Ария Игоря «Ни сна, ни отдыха» — многогранный портрет главного героя; здесь запечатлены и горестные думы о судьбах родины, и страстная жажда свободы, и чувство любви к Ярославле. Властным, жестоким и великодушным предстает хан Кончак в своей арии «Здоров ли, князь?» Акт завершается ослепительно красочными сценами плясок, сопровождаемых хором.

Контрастно чередуются плавная женская пляска, необузданная исполненная стихийной силы мужская и стремительная, легкая пляска мальчиков. Постепенно все группы вовлекаются в буйно-темпераментный вихревой танец.

В третьем акте (в постановках этот акт обычно выпускается) в изображении половцев на первый план выступают воинственность и жестокость.

В четвертом акте музыка развивается от скорби ко всеобщему ликованию. Глубокая, неизбывная печаль слышится в ариозо Ярославны «Ах, плачу я», близком народным причитаниям. Ариозо выливается в народный плач — хор поселян «Ох, не буйный ветер завывал», который звучит как подлинная русская протяжная песня. Празднично-торжествен финальный хор «Знать, господь мольбы услышал».

Одна из лучших русских опер не была окончена Бородиным. Ее завершили А. Глазунов и Римский-Корсаков. В этом сочинении композитору удалось, не используя прямых цитат из народных песен, создать замечательное и подлинно русское эпическое полотно. Особую красоту придают сочинению ориентальные мотивы, связанные с характеристикой половцев.

Знаменитой стала хореографическая картина из 2 д. «Половецкие пляски» (особенно в постановке К. Голейзовского). Многие арии из опер, такие, как ария Князя Игоря Ни сна, ни отдыха, ария Кончака Здоров ли, князь? (2 д.), приобрели всемирную известность. Опера сразу стала очень популярной.

Отметим московскую премьеру 1898 (солисты Хохлов, Собинов, Власов и др.), постановку в Мариинском театре (1915, с участием Шаляпина в партии Князя Галицкого и половецкими плясками в постановке М. Фокина).

Зарубежная премьера оперы состоялась в Праге (1899).

В 1971 режиссер Р. Тихомиров осуществил постановку одноимённого фильма-оперы.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.