Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Александр Волчков в заглавной партии балета «Иван Грозный» Большого театра России
Автор: Юсупов Дамир
Источник: Государственный академический Большой театр России
08:44 / 12.05.2022

Волчков Александр Михайлович, танцовщик
"В мировом балете не существует другой такой партии - настолько она заряжена эмоцией и духовностью. «Мой» царь весь состоит из противоречий. Он рос среди бояр и всяческих бесчинств, в то же время стал одним из самых образованных людей своего времени. Он свято верил, что всякая власть от Бога. И если Бог допускает жестокость - значит, царь все делает правильно", - Александр Волчков

Волчков Александр Михайлович - российский танцовщик, премьер балета Большого театра России, Заслуженный артист Российской Федерации (2010)   

Биография

Родился в Москве в 1979 году. То, что Александр посвятил жизнь балету - заслуга мамы. В детстве танец – «со слезами на глазах» - сначала 1,5 г занятий фигурным катанием, затем ансамбль им. Локтева в то время, как Сашу тянуло играть в хоккей, футбол. Занятия спортом одобрял отец.

Интерес и осознание красоты движения пришли уже в училище. Нравилось, когда что-то получалось. Всегда старался неукоснительно соблюдать требования преподавателей. Во время учебы, как правило, был среди лидеров.

В 1997 г. окончил Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии), где занимался в выпускном классе у Леонида Жданова.

По результатам экзаменов Владимир Викторович Васильев пригласил на работу в Большой театр.

С началом работы в театре совпало ощущение одиночества, казалось, что ты в театре никому не нужен. Справиться с этим помог Владимир Федорович Никонов, который сказал, что если хочешь быть настоящим артистом, надо много работать. Александр стал ходить в класс для солистов. Класс старается не пропускать, чтобы не потерять цепкость, координацию.

Вскоре должен был состояться I-й Международный конкурс артистов балета в Казани. За 1,5 месяца надо было подготовить два классических па де де и один современный номер.

Александр согласился участвовать, т.к. в училище с 3-го класса до I-го курса на концертах он танцевал в основном па де труа из «Щелкунчика» (хор. В. Вайнонена), а в театре на тот момент он был занят только в кордебалете.

Конкурс давал возможность выступить солистом. Его Сильфидой стала Ксения Керн, носившая тогда еще девичью фамилию, и ребята получили серебряную медаль.

Вероятно, это, а также обыкновенное стечение обстоятельств (кто-то из солистов заболел, нужна была замена) дало возможность исполнить сольные партии в балетах «Золушка» и «Жизель» (2002). Роль Альберта Саша разучивал по видео, и его Альберт, по словам самого Александра, в то время был набором чужих штампов.

С возрастом менялся внутренний мир, менялось отношение к своему персонажу. Репетиций – на порядок больше числа выступлений, поэтому очень ценился добрый настрой партнерши. Много спрашивал и Владимир Леонидович Никонов.

Потом были партии в «Шопениане», «Соборе Парижской Богоматери», «Раймонде», «Легенде о любви». Очень благодарен Юрию Николаевичу Григоровичу за репетиции. Балетмейстер настолько логично выстраивает все поведение героя от выхода из кулис до последнего жеста, что домысливать уже ничего не надо.

Работа с самим хореографом помогает полнее передать его замысел, желание видеть те или иные черты персоны, оставляет глубокий след в душе артиста. Жизель танцевала Диана Вишнева - пылкая, романтичная, даже стремительная в I-м акте (по мнению Точки).

Саша отметил легкость, с которой проходили репетиции - Диана отзывчивая, увлекала Александра за собой, вместе они придумывали новые нюансы роли. Всего у них было 5 репетиций.

При подготовке «Собора Парижской Богоматери» с Роланом Пети сначала возникло недопонимание - Ролану требовался искушенный герой-любовник, солдат, внешняя фактура. Но А. Уваров повредил ногу, отпал В. Непорожний. Выбора не осталось. А. Волчков был первым Фебом БТ, Эсмеральду танцевала Е. Шипулина.

Дебют в «Спящей красавице» совпал с дебютом С. Захаровой в роли принцессы Авроры. По всем его данным Александру очень подходила эта роль и справился он с нею легко.

Потом было «Лебединое озеро». Принц Зигфрид - более насыщенный образ, драматичный, требующий физической выносливости. Он вступает во взаимоотношения и со Злым гением, и с двумя противоположностями Одеттой-Одилией.

Поначалу эта роль Александру не давалась. Вообще после выступления он редко бывает доволен собой. Очень мешает волнение. На репетиции все получается прекрасно, а на сцене - не всегда. Проходит 10 минут после оваций - и отдышавшемуся, ему кажется что вот сейчас он бы исполнил свой танец значительно лучше.

В таких спектаклях, как «Золотой век», «Лебединое озеро», «Спартак», «Легенда о любви» - бывает очень тяжело физически, кажется, больше нет сил - но тогда спасает сама сцена, зритель.

Педагогом-репетитором танцовщика является Владимир Никонов. Был премьером. С 2019 работает по контракту.

Репертуар

1998 - трубадуры («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского);
друзья Принца («Лебединое озеро» П. Чайковского в редакции В. Васильева);

1999 - Принц Фортюне («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича);
«две пары» в IV части («Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина) - участник премьеры этого балета в Большом театре;

2001 - партия в балете «Пассакалья» на музыку А. фон Веберна (хореография Р. Пети) - участник премьеры этого балета в Большом театре;

2002 - друзья Ферхада («Легенда о любви» А. Меликова в постановке Ю. Григоровича);
Граф Альберт («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакциях Ю. Григоровича и В. Васильева);
солист («Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина);

2003 - Феб («Собор Парижской богоматери» М. Жарра в постановке Р. Пети) - первый исполнитель в Большом театре;
Жан де Бриен («Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича);
Ферхад («Легенда о любви»);
Парис («Ромео и Джульетта» в постановке Д. Доннеллана и Р. Поклитару) - первый исполнитель

2004 - Щелкунчик-принц («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича);
Принц Дезире («Спящая красавица»);
па-де-де («Агон» И. Стравинского, хореография Дж. Баланчина);
солист II части («Симфония до мажор»);
Красс («Спартак» А. Хачатуряна в постановке Ю. Григоровича);
Ханан («Леа» на музыку Л. Бернстайна)

2005 - Лизандр («Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди и Д. Лигети в постановке Дж. Ноймайера);
Герой («Предзнаменования» на музыку П. Чайковского, хореография Л. Мясина);
Принц Зигфрид («Лебединое озеро» во второй редакции Ю. Григоровича, использованы фрагменты хореографии М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского)

2006 - Борис («Золотой век» Д. Шостаковича в постановке Ю. Григоровича)

2007 - солист в танце с веерами («Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография Ю. Бурлаки);
солист («Misericordes» на музыку А. Пярта в постановке К. Уилдона);
солист («Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича);
Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции А. Фадеечева)

2008 - Солор («Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича);
Филипп («Пламя Парижа» Б. Асафьева с использованием хореографии В. Вайнонена) - первый исполнитель;
Люсьен д’Эрвильи (Большое классическое па из балета «Пахита» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, постановка и новая хореографическая редакция Ю. Бурлаки);
пара в красном («Русские сезоны» на музыку Л. Десятникова)

2009 - Лямбда («Захарова суперигра» Э. Пальмьери в постановке Ф. Вентрильи) - первый исполнитель;
Феб («Эсмеральда» Ц. Пуни, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография Ю. Бурлаки, В. Медведева)

2010 - Ромео («Ромео и Джульетта» в постановке Ю. Григоровича);
Конрад («Корсар») - дебютировал на гастролях Большого балета в Лондоне на сцене театра Ковент-Гарден

2011 - Первый танцовщик («Утраченные иллюзии» Л. Десятникова)

2012 - ведущая партия в «Изумрудах» (I части балета «Драгоценности») на музыку Г. Форе (участник премьеры в Большом театре) и ведущая партия в «Бриллиантах» (III части балета «Драгоценности») на музыку П. Чайковского (хореография Дж. Баланчина);
Хозе («Кармен-сюита» на музыку Ж. Бизе - Р. Щедрина, хореография А. Алонсо);
Иван Грозный («Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича)

2013 - Онегин («Онегин» на музыку П. Чайковского, хореография Дж. Крэнко)

2014 - Баптиста («Укрощение строптивой» на музыку Д. Шостаковича, хореография Ж.-К. Майо)

2015 - Люченцио («Укрощение строптивой»)

2016 - Печорин («Герой нашего времени» И. Демуцкого, часть «Княжна Мери», хореография Ю. Посохова);
Тореро («Кармен-сюита»)

2018 - Каренин («Анна Каренина» на музыку П. Чайковского, А. Шнитке, Кэта Стивенса/Юсуфа Ислама, хореография Дж. Ноймайера);
Эрик («Нуреев» И. Демуцкого, хореография Ю. Посохова)       

В 2011 принял участие в совместном проекте Большого театра и калифорнийского Сегерстром-центра искусств Reflections, выступив в балете Remansos на музыку Э. Гранадоса в постановке Н. Дуато.

В 2005 г. участвовал в проекте «Хореографы Большого» (вторая «Мастерская новой хореографии»), выступив в номере «Капричос» на музыку Первого скрипичного концерта М. Бруха (хореография Марианны Рыжкиной).

В 2011 г. принял участие в совместном проекте Большого театра и калифорнийского Сегерстром-центра искусств («Remansos» на музыку Э. Гранадоса в постановке Н. Дуато).

Гастроли

2002 - исполнил партию Ромео в балете «Ромео и Джульетта» (хореография Ю. Григоровича) с театром «Кремлевский балет» - спектакль был посвящен юбилею хореографа.

В том же году выступил в спектаклях Тбилисского государственного академического театра оперы и балета имени З. Палиашвили - исполнил партию Принца Зигфрида в балете «Лебединое озеро» (редакция К. Сергеева) и партию Принца в балете «Щелкунчик» (хореография Ю. Григоровича).

2003 - принимал участие в фестивале балета имени Р. Нуреева в Уфе, где выступил в «Спящей красавице» и станцевал заглавную партию в балете «Ромео и Джульетта» (хореография Ю. Григоровича).

2008 - выступил в Париже в партии Жана де Бриена в балете «Раймонда» (хореография М. Петипа в редакции Р. Нуреева) с балетной труппой Парижской национальной оперы (Раймонда - прима-балерина Большого балета Мария Александрова).

2009 - в рамках Второго сибирского фестиваля балета выступил в спектакле Новосибирского государственного академического театра оперы и балета «Жизель» (хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа, постановка С. Вихарева), исполнив партию Графа Альберта (Жизель - солистка НГАТОБ Анна Одинцова).

2011 - выступил в партии Солора в балете «Баядерка» (хореография М. Петипа в редакции Р. Авникяна) с балетной труппой Римской оперы (Никия - Светлана Захарова).

2012 - в рамках XII фестиваля классического балета им. Аллы Шелест исполнил партию Принца Зигфрида в балете «Лебединое озеро» (хореография Л. Иванова, М. Петипа, К. Сергеева, А. Шелест, И. Чернышева) с труппой Самарского академического театра оперы и балета (Одетта-Одиллия - Екатерина Шипулина).

2017 - исполнил партию Красса в балете «Спартак» (хореография Ю. Григоровича) с труппой Королевский балет Фландрии (Бельгия, Антверпен/Гент).

Принимал участие в ряде крупных фестивалей, среди которых Международный фестиваль балетного искусства имени Pудольфа Нуреева (Уфа), Фестиваль классического балета им. Аллы Шелест (Самара), Сибирский фестиваль балета.

Награды и звания

2001 - завоевал II премию Международного конкурсе молодых артистов балета в Казани;
2001 - диплом на IX международном конкурсе артистов балета и хореографов в Москве;
2008 - был удостоен звания «Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания»;
2010 - был удостоен звания «Заслуженный артист России».

Видео на канале YouTube "Балет на ЗдравствуйРоссия.Рф"

Волчков Александр Михайлович, танцовщик



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.