Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Сцена из балета «Свадебка» Государственного академического Мариинского театра
Источник: Яндекс картинки
05:31 / 28.05.2015

Стравинский И.Ф. Балет «Свадебка»
В «Хронике моей жизни» Стравинский называет «Свадебку» балетом, однако хореографическое действие полностью подчинено условному характеру действующих лиц, не персонифицированных, а представляющих Жениха, Невесту, Мать жениха, Дружка, что придает сочинению отчетливые черты кантатности

Русские хореографические сцены для солистов, хора, четырёх фортепиано и ударных. Народные тексты из собрания П.В. Киреевского. Сценарий, музыка и текст Игоря Стравинского. Хореография Брониславы Нижинской (1923). Декорации и костюмы Наталии Гончаровой (1923).  

Идея хорового произведения на тему русской крестьянской свадьбы возникла у Стравинского в начале 1912 года. В это время композитор активно сотрудничал с Дягилевым, написав по его заказу «Жар-птицу», принесшую дотоле никому не известному молодому русскому композитору европейскую славу. Затем появился «Петрушка» и уже начинал воплощаться замысел третьего балета, «Весны священной». Новое сочинение, которому Стравинский дал название «Свадебка», создавалось исподволь.

Эти годы Стравинский проводил в постоянных переездах между Россией и Францией. В 1914 году он поехал в Киев, специально для сбора материалов для «Свадебки». Среди них были не только песни, но и описания старинной свадебной игры. Композитор стремился найти самые архаические варианты свадебного деревенского обряда. В апреле он вернулся в Париж, где в концерте Колонна были исполнены «Петрушка» и «Весна священная», и внезапно, после начала Первой мировой войны, оказался отрезанным от родины.

Осенью он начал работу над «Свадебкой» в Швейцарии, где и раньше жил по нескольку месяцев. Некоторое время сочинение ее шло параллельно с созданием «Байки про Лису, Петуха, Кота да Барана». Весной 1915 года Дягилев приехал к Стравинскому, и композитор сыграл ему две первые картины «Свадебки». «Он был этим так взволнован, его восторг показался мне настолько искренним и трогательным, что самое лучшее, что я мог сделать, — это посвятить ему эту вещь», — вспоминал Стравинский в «Хронике моей жизни».

Через некоторое время сочинение пришлось отложить. «В течение почти четырех лет я не прикасался к «Свадебке», меня отвлекали более срочные работы, — продолжает композитор свое повествование. — К тому же Дягилев год от году откладывал постановку. Наконец, было решено поставить этот балет в начале июня 1923 года, и Дягилев просил меня быть ассистентом Брониславы Нижинской во время хореографических репетиций в Монте-Карло в марте и апреле.

Но самое главное было найти решение для инструментального состава. Я со дня на день его откладывал, надеясь, что обстоятельства подскажут мне что-то в последний момент, когда будет окончательно установлена дата премьеры. Так оно и случилось. Мне стало ясно, что в моем произведении вокальный элемент, в котором звук обусловлен дыханием, найдет лучшую поддержку в ансамбле, состоящем из одних ударных инструментов.

Таким образом, я нашел решение моей задачи в оркестре, состоящем из роялей, литавр, колоколов и ксилофонов — инструментов с точным высотным строем, а с другой стороны — из барабанов различных тембров и высоты, то есть инструментов неопределенного строя. Совершенно очевидно, что эта звуковая комбинация явилась следствием необходимости, непосредственно вытекающей из самой музыки «Свадебки», и что у меня отнюдь не было намерения подражать звучаниям, характерным для такого рода народных празднеств, которых, кстати сказать, мне никогда не приходилось ни слышать, ни видеть».

Инструментовать «Свадебку» Стравинский начал в конце зимы 1922—1923 года, будучи в Биаррице, а закончил работу в Монако 6 апреля. Премьера состоялась 13 июня 1923 года в парижском театре Гэте-лирик. Ей предшествовало концертное представление в доме княгини Эдмон де Полиньяк, прекрасной музыкантши, покровительствовавшей артистам и много помогавшей Стравинскому.

Действующие лица:

сопрано,
меццо-сопрано,
тенор,
бас,
смешанный хор,
4 фортепиано,
ударные.

Музыка

В «Хронике моей жизни» Стравинский называет «Свадебку» балетом, однако хореографическое действие полностью подчинено условному характеру действующих лиц, не персонифицированных, а представляющих Жениха, Невесту, Мать жениха, Дружка, что придает сочинению отчетливые черты кантатности. Голоса солистов не принадлежат даже этим достаточно абстрактным персонажам — автор свободно меняет их драматургические функции. Инструментальный ансамбль состоит исключительно из ударных инструментов (фортепиано трактуется тоже как ударный инструмент).

Преобладают тембры звонкие, колкие, острые. В сочетании с терпкими, неожиданными гармониями и, главное, нарочито архаичными, часто бесполутоновыми попевками это создает совершенно особый колорит. Стравинский использовал здесь всего одну подлинную песню — городскую «фабричную» «Я по пояс во золоте обвилась». Кроме того, в партию Жениха органично введена краткая попевка из собрания духовных песен, а в трех эпизодах мелькает протяжный мотив, записанный, по словам композитора, в Швейцарии от двух подвыпивших рабочих.

Весь остальной мелодический материал создан Стравинским вполне в духе старинных причетов, скоморошьих попевок, выкриков поезжан (посланцев жениха) и т. п. Произведение построено как четырехчастное, разделенное на два более крупных раздела. Первый — «У невесты (Коса)», «У жениха», «Проводы невесты»; второй — «Красный стол».

«Свадебка» открывается голошением невесты (соло сопрано), которой, по обычаю, расплетают косу. Ее мелодия, подчеркнуто скупая, с форшлагами-всхлипами, дублируется фортепиано. В женском хоре (подружки Невесты) сначала господствует псалмодирование, создающее постоянный метроритмический фон голошению. С появлением поезжан (мужская группа хора) музыка насыщается лихими скоморошьими напевами. Часть «У жениха» отличается интонационной пестротой.

В ней чередуются молитвенная псалмодия и скоморошьи выкрики, бойкая женская скороговорка и истовое величание. Преобладают мужские тембры. Самая продолжительная — заключительная часть «Красный стол», в которой разворачивается картина буйного свадебного пира, с радостными, ликующими, стихийными эмоциями.

Мировая премьера – 13 июня 1923 года, «Русский балет Дягилева», Театр «Гете лирик», Париж. Премьера в Мариинском театре – 9 июня 2003 года.
 



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.