Осипова Наталья Петровна, балерина
Осипова Наталья Петровна - российская балерина, прима-балерина Большого театра в 2010-2011 и Пермского театра оперы и балета, прима-балерина Лондонского Королевского балета.
Биография
Родилась 18 мая 1986 года в г. Москва. С 5 лет занималась в разных хореографических студиях, а с 8 лет посещала частную балетную школу Михаила Лавровского.
В 1995 году была принята в Московскую государственную академию хореографии, которую окончила (класс ректора Марины Леоновой) в 2004 году, и в возрасте 18 лет Наталью Осипову зачислили в кордебалет Большого театра России.
В 2006 году она была возведена в ранг солистки, в 2008 году - ведущей солистки, а в 2010 году получила статус «балерина».
В Большом театре исполняла партии Китри «Дон Кихот», Жизели («Жизель»), Никии, Гамзатти («Баядерка»), Сильфиды («Сильфида»), Джульетты («Ромео и Джульетта»), Принцессы Авроры («Спящая красавица»), Эсмеральды («Эсмеральда»), Сванильды («Коппелия»), Медоры («Корсар»), Жанны («Пламя Парижа»), партии в балетах «Русские сезоны» (хор. А. Ратманского), «В комнате наверху» (хор. Твайлы Тарп).
C 2009 года Наталья Осипова - приглашённая балерина Американского театра балета.
В 2010 году состоялись дебюты в Гранд Опера (Клара в «Щелкунчике», Балерина в «Петрушке») и Ла Скала (Китри в «Дон Кихоте»), выступление в Лондонской королевской опере (Медора в «Корсаре»).
В 2011 году исполнила партию Катарины в балете «Укрощение строптивой» на музыку Д. Скарлатти (хореография Дж. Крэнко) с балетом Баварской государственной оперы.
Дважды принимала участие в международном балетном фестивале «Мариинский», исполнив партии Китри в балете «Дон Кихот» и Жизели в одноименном балете.
В 2011–2012 годах - в балетной труппе Михайловского театра. На сцене театра исполнила партии Одетты-Одиллии («Лебединое озеро»), Жизели («Жизель, или Вилисы»), Китри («Дон Кихот»), Никии («Баядерка», ред. Михаила Мессерера), Джульетты («Ромео и Джульетта», хор. Начо Дуато), Принцессы Авроры («Спящая красавица», хор. Начо Дуато), Лауренсии («Лауренсия»).
С декабря 2012 года - приглашенная солистка Лондонского Королевского балета, станцевала в этом качестве три «Лебединых озера» с Карлосом Акостой. В том же октябре она - единственная приглашенная балерина среди штатных артистов Королевской труппы - участвовала в гала-концерте в честь бриллиантового юбилея королевы Елизаветы II.
Являлась прима-балериной Американского театра балета.
По легенде в 2017 году на официальном сайте Пермского оперного театра появилась радостная новость о том, что Наталья становится его примой. Это было решение Осиповой.
Представителям СМИ девушка рассказала, что однажды вечером подумала - давно не танцевала «Ромео и Джульетту», спектакль, работа в котором приносит актрисе огромное удовольствие. Перебрав все мировые театры, нигде не обнаружила постановки, только в Перми.
Первым спектаклем Осиповой в качестве примы стал спектакль «Щелкунчик». 1 февраля 2018 года премьера «Щелкунчика» состоялась в московском Государственном Кремлевском Дворце.
В апреле 2013 года Наталья Осипова заключила постоянный контракт и стала прима-балериной лондонского Royal Ballet. И по состоянию на январь 2021 года по-прежнему выступает в этом качестве.
Репертуар
Большой театр
Вставное па-де-де («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Ю. Григоровича);
Нэнси («Сильфида» Х.С. Левенскольда, хореография А. Бурнонвиля в редакции Э.М. фон Розен);
одиннадцатый вальс («Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина);
Испанская кукла («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича);
Горчичное зерно («Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди и Д. Лигети в постановке Дж. Ноймайера);
Испанская невеста («Лебединое озеро» П. Чайковского во второй редакции Ю. Григоровича, использована хореография М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского);
солистка («Пассакалия» на музыку А. Веберна, хореография Р. Пети);
машинистки («Болт» Д. Шостаковича);
четыре дриады, I вариация в Гран-па («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции А. Фадеечева);
Золушка («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича);
Легкомыслие («Предзнаменования» на музыку П. Чайковского, хореография Л. Мясина);
Солистка канкана («Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха, хореография Л. Мясина);
Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции А. Фадеечева);
солистка III части («Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина);
II вариация в картине «Тени» («Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича);
солистка («Игра в карты» И. Стравинского);
солисты вальса, Осень («Золушка» С. Прокофьева, хореография Ю. Посохова, режиссёр Ю. Борисов);
Рамзея, Аспиччия («Дочь фараона» Ц. Пуни, хореография П. Лакотта);
Манька Фарт («Болт» Д. Шостаковича);
Гамзатти («Баядерка», дебют состоялся на гастролях театра в Монте-Карло);
солистка («Серенада» на музыку П. Чайковского, хореография Дж. Баланчина);
солистка («В комнате наверху» Ф. Гласса, хореография Т. Тарп);
Классическая танцовщица («Светлый ручей» Д. Шостаковича);
«Средний дуэт» на музыку Ю. Ханона;
солистка («Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича);
Одалиска («Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография Ю. Бурлаки);
Жизель («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Ю. Григоровича);
Сильфида («Сильфида» Х.С. Левенскольда, хореография А. Бурнонвиля в редакции Й. Кобборга);
Медора («Корсар», хореография М. Петипа, постановка и новая хореография Ю. Бурлаки);
Жанна («Пламя Парижа» Б. Асафьева с использованием хореографии В. Вайнонена);
пара в красном («Русские сезоны» на музыку Л. Десятникова);
вариация (Гран-па из балета «Пахита», хореография М. Петипа, редакция Ю. Бурлаки);
Сванильда («Коппелия» Л. Делиба, хореография М. Петипа и Э. Чекетти, редакция С. Вихарева);
Никия («Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, редакция Ю. Григоровича);
Эсмеральда («Эсмеральда» Ц. Пуни, хореография М. Петипа, А. Вагановой, постановка и новая хореография Ю. Бурлаки, В. Медведева);
солистка («Рубины» на музыку И. Стравинского, хореография Дж. Баланчина);
па-де-де («Herman Schmerman» Т. Виллемса, хореография У. Форсайта);
Корали («Утраченные иллюзии» Л. Десятникова)
Михайловский театр
2011 - принцесса Аврора («Спящая красавица», хореография Начо Дуато);
2012 - Джульетта («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Начо Дуато);
2012 - Лауренсия («Лауренсия», хореография Вахтанга Чабукиани);
2012 - Никия («Баядерка», хореография Мариуса Петипа);
2012 - Китри («Дон Кихот», хореография Александра Горского по балету Мариуса Петипа);
2012 - Одетта-Одиллия («Лебединое озеро», хореография М. Петипа, Л. Иванова и А. Горского)
В других театрах
Клара («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Р. Нуриева, Парижская Опера);
принцесса Аврора («Спящая красавица» П. Чайковского, редакция и новая хореография К. Маккензи, Aмериканский театр балета);
Джульетта («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография К. Макмиллана, Aмериканский театр балета);
Кармен («Кармен-Сюита», хореография А. Алонсо, Мариинский театр);
Эсмеральда («Notre Dame de Paris» М. Жарра, хореография Ролана Пети, Миланский театр Ла Скала);
Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография Р. Нуриева, Миланский театр Ла Скала);
Солистка («Другие танцы» на музыку Фридерика Шопена, хореография Джерома Роббинса, Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко);
Мари («Щелкунчик» П.И. Чайковского, хореография Василия Вайнонена, Новосибирский театр оперы и балета);
Эгина («Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю.Н. Григоровича, Баварский государственный балет);
Катарина («Укрощение строптивой» Д. Скарлатти, хореография Дж. Крэнко, Баварский государственный балет);
Джульетта («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография К. Макмиллана, Пермский театр оперы и балета);
Мари («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Алексея Мирошниченко, Пермский театр оперы и балета);
Жар-птица («Жар-птица» И. Стравинского, хореография Алексея Мирошниченко, Пермский театр оперы и балета);
Мехмене Бану («Легенда о любви» А. Меликова, хореография Ю.Н. Григоровича, Мариинский театр);
Айседора Дункан («Айседора» на музыку С. Прокофьева к балету «Золушка», хореография Владимира Варнавы)
Королевский балет Великобритании
2016 - «Рапсодия» Фредерика Аштона;
2016 - Виржини Готро, «Без бретелек» (Strapless) Кристофера Уилдона;
2016 - «Анастасия» К. Макмиллана
Награды и премии
2003 - Гран-при Международного балетного конкурса «Приз Люксембурга»;
2005 - III премия Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве;
2007 - приз журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Восходящая звезда»;
2007 - приз немецкого журнала «Ballettanz», по результатам опроса около сорока балетных обозревателей из 17 стран Европы, проведенного в конце 2007 года была названа «Танцовщицей года»;
2008 - Британская Национальная премия в области танца, присуждаемая Сообществом критиков (National Dance Awards Critics´ Circle) - лучшая балерина 2007 года в разделе «Классический балет»;
2008 - премия «Золотая маска» за выступление в балете «В комнате наверху» Ф. Гласса в постановке Твайлы Тарп (сезон 2006/07);
2008 - премия Леонида Мясина (Позитано, Италия), в категории «За значимость таланта»;
2009 - Специальная премия жюри «Золотой маски» - за лучший дуэт в балете «Сильфида» (вместе с Вячеславом Лопатиным);
2009 - приз Международной ассоциации деятелей хореографии «Benois de la dance» за исполнение партий Сильфиды, Жизели, Медоры в «Корсаре» и Жанны в «Пламени Парижа»;
2010 - Международная балетная премия «Dance Open» в номинации «Мисс Виртуозность»;
2011 - Британская Национальная премия в области танца, присуждаемая Сообществом критиков (National Dance Awards Critics´ Circle) - лучшая балерина 2010 года в разделе «Классический балет»;
2011 - Гран-при Международной балетной премии «Dance Open».
Семья
Муж - артист балета Джейсон Киттельбергер
Видео на канале YouTube "Балет на ЗдравствуйРоссия.Рф"