Явление Архангела Михаила Иисусу Навину (1225-1250)
Икона происходит, возможно, из церкви Михаила Архангела, построенной московским князем Михаилом Хороборитом (упоминается в 1238–1248 годах) на месте, где ныне стоит Архангельский собор Московского Кремля.На иконе представлен в строгом фронтальном положен...
Читать далее
Спас Златые Власы (1200-1225)
С «Великой Панагией» следует сближать икону Спаса Златые Власы, хранящуюся в московском Успенском соборе. Из-за утрат лицо Христа явно оплощено. Бросается в глаза дальнейшее усиление орнаментального начала и высветление цвета. Где только возможно, ...
Читать далее
Ангел Златые Власы (1150-1170)
Древняя икона дошла до наших дней с большими утратами красочного слоя и поздними переделками. Фон, опись головы архангела и часть хитона были переписаны в позднейшие времена, возможно, в ХVII веке. Лик прописан при реставрации. Но даже то, что сохранилось &mda...
Читать далее
Успение (1190-1200)
Изображение Успения возникает в византийском искусстве под влиянием фольклорных представлений, отразившихся в церковных песнопениях и апокрифах. В центре композиции — ложе с умирающей Богоматерью. Вокруг него, у изголовья и в ногах, представлены апостолы...
Читать далее
Дмитрий Солунский (1180-1190)
Воин Дмитрий с княжеским венцом на голове изображен сидящим на троне. В его руках полуобнаженный меч. В левом верхнем углу представлен на фоне облачного неба склоняющийся к святому поколенный Спас в крестчатом нимбе. Справа летящий ангел несет Дмитрию мучениче...
Читать далее
Никола, со святыми на полях (1150-1250)
Никола изображен по пояс с закрытым Евангелием, поддерживаемым окутанной фелонью левой рукой, поверх которой лежит омофор. Большая длинная кисть правой руки с вытянутыми средним и указательным, и сомкнутыми мизинцем, безымянным и большим пальцами, представлена...
Читать далее
Апостол Пётр и мученица Наталия (1150-1169)
На оборотной стороне иконы "Богоматерь Знамение" представлена несколько необычная композиция — апостол Петр и мученица Наталия молятся Христу. Фигуры короткие, большеголовые. Манера письма свободная и живописная, несколько напоминающая фрескову...
Читать далее
Богоматерь Знамение (1150-1169)
Пожалуй, самым ярким образцом нового направления может служить двусторонняя икона «Богоматерь Знамение», которая, согласно легенде, принимала участие в обороне Новгорода при осаде его суздальскими войсками в 1169 году. На оборотной стороне иконы пр...
Читать далее
Богоматерь Умиление (1190-1210)
Известные точки соприкосновения с «Успением», особенно с его правой частью, обнаруживает икона «Богоматерь Умиление» из Успенского собора Московского Кремля, воспроизводящая византийский прототип. В иконе необычны такие детали, как неоп...
Читать далее
Деисус: Богоматерь, Спас, Иоанн Предтеча (1180-1190)
Спас и обращенные к нему склонившие головы Богоматерь и Иоанн Предтеча изображены оплечными. Вохрение хорошо сохранилось только на лице Богоматери. На лице Христа и Предтечи оно утрачено. Вохрение исполнено плотными светло-коричневыми охрами, по оливковому сан...
Читать далее
Богоматерь Боголюбская (1158-1174)
Могущественным соперником Киева выступил со второй половины XII века Владимир, возвышенный князем Андреем Боголюбским (1160–1175) в противовес Ростову и Суздалю. Андрей расширил и обстроил свой любимый город, создав в его окрестностях обширную резиденцию...
Читать далее
Благовещение Устюжское (1119-1130)
Архангел Гавриил, в охряном с золотым ассистом хитоне и голубоватом гиматии, сквозь прозрачную ткань которого проступает оранжевый тон нижней одежды, приподняв голову с золотыми волосами, обращается с ораторским жестом к Марии. К концу его перекинутого через п...
Читать далее
Страницы