Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Илья пророк в пустыне, с житием и с деисусом (1250-1299)
Автор: Неизвестный иконописец XIII века
Источник: Государственная Третьяковская галерея
14:56 / 14.12.2014

Илья пророк в пустыне, с житием и с деисусом (1250-1299)
Илья, седовласый старец, представлен прислушивающимся к божественному голосу, который был не в большом сильном ветре, раздирающем горы и сокрушающем скалы, не в землетрясении, а в веянии тихого ветра. Лицо Ильи написано сплошной заливкой плотной охрой песочного оттенка
Илья – библейский пророк, один из наиболее почитаемых святых в Древней Руси. Строгий аскет, живший в пустыне, ревнитель чистой веры, получивший за свою праведность вечную жизнь и вознесенный на небо, Илья пророк почитался на Руси как грозный повелитель небесных стихий, низводящих на землю молнии и дождь, огонь и воду. На верхнем поле иконы представлен поясной семифигурный деисусный чин: Спас, Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел. Деисусный чин на этой иконе – один из древнейших сохранившихся на Руси

Илья, седовласый старец, представлен прислушивающимся к божественному голосу, который был не в большом сильном ветре, раздирающем горы и сокрушающем скалы, не в землетрясении, а в веянии тихого ветра. Илья, одетый в лиловый хитон и блекло-зеленый гиматий, сидит среди кирпично-розовых, жемчужно-серых и фиолетовых холмов, поросших цветами. Лицо Ильи написано сплошной заливкой плотной охрой песочного оттенка. На верхнем поле деисус поясной из семи фигур. На боковых полях сцены жития:
1) Спящему на ложе пророку Илье явился ангел с повелением божием;
2) Савах, отец Ильи, рассказывает двум священникам иерусалимским о чудесных явлениях, сопровождавших рождение сына;
3) Илья просит бога наказать безбожных идолопоклонников израильтян засухой;
4) Илья встречает вдовицу Сарептскую;
5) Илья за трапезой в доме вдовицы;
6) Илья воскрешает сына вдовицы;
7) Авдий, слуга царя израильского Ахава, кланяется Илье и говорит, что „царь его ищет";
8) Илья обличает царя Ахава. На нижнем поле сохранились контуры позднее написанных фигур, счищенных при реставрации, и небольшие фрагменты древних житийных клейм. Среди них угадываются сцены:
9) Жертвоприношение языческих жрецов и Ильи;
10) Илья, закалывающий жрецов;
11) Илья и его ученик пророк Елисей переходят Иордан.

В последнем, 12-м клейме почти ничего не сохранилось. Вероятнее всего, здесь было представлено Огненное восхождение Ильи пророка на небо. Сцены в клеймах малофигурные с холмообразными горками и архитектурой очень простых
форм. В 8-м клейме, над престолом царя Ахава, узорное украшение, выполненное сажей и белилами, типичное для псковского искусства. Вохрение на полях, так же как и в среднике, плотное, песочного оттенка, но с небольшим притенением поверх охры. Основные цвета красочной гаммы клейм и деисуса — синий, серый, коричневый, розовато-коричневый светлого тона, кирпично-розовый, темно- и светло-сиреневый. Фон — потемневшее серебро, возможно, с примесью олова.

Доска сосновая. От древних шпонок уцелела одна, на деревянных гвоздях, на нижнем торце. На обороте набивные шпонки иа железных кованых гвоздях, более позднего времени. Паволока, левкас, яичная темпера.
Икона происходит из церкви Ильи пророка села Выбуты близ Пскова. Раскрыта в ЦГРМ в 1920-х годах Г.О. Чириковым и И.И. Сусловым. Поступила в Государственную Третьяковскую галерею из ЦГРМ в 1931 году.
Псковская школа. Размер 141x111.


Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.