17:43 / 12.12.2014
Успение (Около 1250)
Сравнивая «Успение» с аналогичной новгородской иконой из Десятинного монастыря, легко убедиться, что Псков отставал в своем развитии от Новгорода и что в его ранней живописи очень сильна архаическая струя, перекликаются с восточнохристианским искусством
Из церкви Успения на Пароменье в Пскове, построенной в 1444 году. Очевидно, данная икона попала сюда из старого сгоревшего либо разрушенного храма. Сохранность плохая. Много тщательно затонированных утрат верхнего красочного слоя и олова фона. Лучше всего сохранились головы Христа, Богоматери и апостолов слева. На переднем плане стоящий в круглом сосуде подсвечник с горящей свечой. Одна из самых примитивных по стилю древнерусских икон, свидетельствующая о существовании в ранней псковской живописи таких течений, которые во многом перекликаются с восточнохристианским искусством. Аналогичные течения были и в Новгороде.
Тяжелые, грузные формы отличаются неприкрытой примитивностью, невольно заставляя вспомнить о каппадокийских фресках (как, например, роспись старой церкви в Токалы килисе в Гёреме, ранний X век). Однотипные лица с широким разрезом глаз и с крупными изогнутыми носами не имеют в себе еще ничего специфически псковского. Сравнивая «Успение» с аналогичной новгородской иконой из Десятинного монастыря, легко убедиться, что Псков отставал в своем развитии от Новгорода и что в его ранней живописи очень сильна архаическая струя.
В Государственную Третьяковскую галерею поступила в 1938 г. из Псковского музея. Псковская школа. Размер иконы. 135 x 100 см