Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847), художник
Художника ценили не только современники, но и потомки. Во второй половине XIX века его стали называть отцом русской бытовой живописи. В начале XX века историки искусства вновь обратили внимание на талантливость его творчества, поразительную лирику образов, цветовую свежесть живописи, очаровательную простоту и мудрую значительность персонажей картин

Алексей Гаврилович Венецианов русский художник, родился 7 (18) февраля 1780 в Москве в семье купца 2-й гильдии Гаврилы Юрьевича Венецианова. Детство его прошло в родительском доме на Воронцовской улице. Его отец переехал в столицу из малороссийского города Нежина и занимался торговлей саженцами плодовых деревьев, ягодными кустами, семенами и рассадой цветов. Имея дело с землей, земельными межеваниями, отец выбрал сыну специальность землемера. В 1790-е Алексей Венецианов учился в частном пансионе, где пристрастился к рисованию. Первым его наставником стал некто «Пахомыч», живописец-самоучка, научивший мальчика работать пастелью («сухими красками»). Окончив учение, юноша поступает на службу чертёжником в Москве. Прослужив три года, он был переведен служить помощником землемера в Петербург. К этому времени А.Г. Венецианов уже испытал себя в работе как портретист, исполнив для себя несколько портретов в технике пастели и живописный портрет матери (1801).

С весны 1802 он стал жить в Петербурге. Помимо службы землемером Венецианов продолжает работать как художник. В мае 1802 дал объявление в газете о том, что прибыл «живописец Венецианов списывающий предметы с натуры пастелем в три часа» (С.-Петербургские ведомости). 1800-е – первая половина 1810-х были насыщены новыми знакомствами: молодой человек стал известен кругу «малороссов» – выходцев из Нежина и других мест Украины, занимающих видные посты среди петербургского чиновного мира, известных мастеров искусства. Он посещал Эрмитаж, копировал картины знаменитых художников. Здесь его заметил В.Л.Боровиковский. Занятия у выдающегося отечественного портретиста стали важнейшим этапом в формировании таланта молодого Венецианова.

Он пробует писать маслом, приходит понимание связей пластической формы, яснее становятся законы взаимодействия больших цветовых масс, наряду с мастерством рисунка возрастает умение пользоваться живописным контрастом, нюансом, игрой тонов. Уроки мастерства, преподанные Боровиковским, изменили живописную манеру Венецианова. Сам А.Г. Венецианов признавался: «Вот тут-то я понял, как нужно правильно рисовать». Молодой художник исполнил пастелью и маслом небольшие по формату портреты, среди которых: молодого человека в испанском костюме (пастель, 1804), А.И. Бибикова (масло, 1806), М.А. Фонвизина (пастель, 1812), крестьянина со скрещенными руками (масло, 1810-е), художника и друга И.В. Бугаевского-Благодарного (пастель, 1815).

Художник пробовал свои силы и в другом жанре искусства. В 1808 он подготовил «Журнал карикатур на 1808 год», но до читателей его труд не дошёл. Слишком «острым» по сюжету оказался один из листов – офорт «Вельможа», где изображен окруженный роскошью спящий сановник, в отдалении – толпа бедных просителей, терпеливо ожидающих «милости». Журнал запретили, тираж издания был уничтожен. Коллежский регистратор А.Г. Венецианов, служащий в Канцелярии директора почт Д.П. Трощинского (с 1807), позже в Департаменте государственных имуществ министерства финансов (с 1809) мечтал всецело посвятить себя творческой работе. Для этого в императорской России следовало получить официальное звание свободного художника.

В 1811 Венецианов представил на суд Совета Императорской Академии художеств «Автопортрет». Запоминаются внимательный, сквозь очки, взгляд, привычно держащая кисть рука. Произведение гармонично по тонам и сдержанному колориту. Пластические свойства каждой детали изображения выявлены точно и одновременно красиво. Венецианов за свой портрет получил звание «назначенного» в академики. В этом же году был удостоен звания академика, исполнив групповой портрет, где изобразил известного живописца, профессора К.И. Головачевского в окружении малолетних учеников. Эта работа долгие годы украшала Зал Совета Академии художеств в Петербурге. Отечественная война 1812 года вызвала всеобщий патриотический подъем в России.

Венецианов на свой лад включился в борьбу с врагом – он вновь обратился к сатирической графике. На этот раз она была направлена против «французомании» русского дворянства: слепого подражания модам и восхваления всего «французского». Ряд офортов был посвящен победам русского оружия. Подобно лубкам они снабжались развернутыми текстами и раскрашивались. После окончания войны он написал портреты современников, многие из которых (портрет княжны В.С. Путятиной, вторая половина 1810-х, портрет жены М.А. Венециановой, конец 1810-х) и ныне привлекают убедительностью облика, способностью выявить внутренний мир модели, гармонией живописи. В 1815 Венецианов женился на Марфе Афанасьевне Азарьевой. Имевшиеся сбережения и небольшое приданое жены дали возможность приобрести деревню Сафонково и сельцо Трониха в Тверской губернии.

Молодые помещики стали владельцами имения (5 деревень) около 600 десятин земли вместе с крепостными: 40 мужчин и 33 женщины. С этого времени жизнь А.Г. Венецианова разделилась на столичную и усадебную.
Наблюдение реального, окружающего мира в тверской усадьбе вносило сильнейшее волнение в душу художника. Он ощутил природу вне условностей установившихся художественных схем. Он увидел ее тональные отношения меняющимися, составленными из богатства световых потоков. Его глаз почувствовал тончайшие вариации цвета. Всё – небо, трава, деревья открывались ему не в окаменелых музейных красках, а исполненными света, цвета, жизни и движения. Окружающий мир, в том числе и крестьянский, оказывался невероятно разнообразным.

Весной 1819 А.Г. Венецианов вышел в отставку и посвятил свою жизнь творчеству. Художник своими работами привлёк внимание императорского двора. Создавая свои произведения в технике пастели, масляными красками, живописец стал работать и в технике литографии. Он создал литографическую серию исторических портретов русских деятелей (Ермака, Петра Великого, князя Якова Долгорукого, фельдмаршала графа Бориса Шереметева и др.) и представил её императрице Елизавете Алексеевне в 1819. Через три года, в 1822, он вновь поднёс императрице «трудов своих две картины в сельском домашнем роде». Другую работу художника в таком же роде, пастель «Очищение свёклы», приобрёл Александр I (1823) для эрмитажного собрания.

Первый крестьянский образ – «Капитолина из Тронихи» – А.Г. Венецианов написал в 1817. Он изобразил свою крепостную – девочку-подростка Капитошку из сельца Трониха. За ней последовали «картиночки», исполненные пастелью и маслом. Крестьянская девушка с серпом во ржи, крестьянка с грибами в лесу, крестьянский мальчик, свивающий в клубок лыки… Моделями для этих произведений вновь оказались крестьянские дети Параня из деревни Сливнево и Васютка из деревни Максиха… Предметом изображения стал повседневный крестьянский труд. Художник писал также сцены из усадебной помещичьей жизни («Гумно», между 1821 и 1823, «Утро помещицы», 1823). Произведения художника были отмечены царём, хорошо «приняты» современниками-любителями искусства. В 1823 о нём впервые прочитали в периодической печати: «Из числа новых художественных произведений … занимают по справедливости первое место картины г. Венецианова». (В.И. Григорович. «Журнал изящных искусств»).

Год 1824 в творческой жизни художника был очень значимым. Он показал шесть картин на академической выставке в Петербурге. Это были портреты крестьянина, крестьянки, сценка, где мальчик, горюет о том, что уронил и пролил бурак с молоком, и другие сюжеты из отечественной крестьянской жизни. Типажи Венецианова полны благородной духовной силы, степенности, нравственной чистоты. Картины вызвали неподдельный интерес публики, отметившей, что они «принадлежат к лучшим произведениям живописи по чрезвычайной простоте и особенному русскому выражению». В середине 1820-х мастер создает свои знаменитые картины «На пашне. Весна», «Сенокос», «На жатве. Лето», сложившихся в серию, передающую важнейшие циклы жизни крестьянина-«христианина», хлебопашца и хлебороба. Весна, лето, осень… В 1826 на выставке Общества поощрения художников он показал зимний пейзаж.

В двадцатые годы им были исполнены «Крестьянка с васильками», «Крестьянская девушка с теленком», «Жница», «Мальчик, плетущий лапти», «Спящий пастушок» и др. Такой поэтичности, духовной полноты, искренности отечественное искусство ещё не знало. Художественная критика отметила, что небольшие по формату картины А.Г.Венецианова пленяют «русского патриота верным изображением предметов, близких его сердцу. Эти лица, это небо, эти вещи – всё это русское, всё невымышленное, всё взято с самой природы» (П.П. Свиньин).

Позднее, в 1830-е, живописец словно продолжает серию картин, связанной с жизнью природы. Теперь темой серии стала жизнь человека от рождения до смерти: «Первые шаги», «Кормилица с ребёнком», «Приобщение святых тайн больной женщины». В это же время в творчестве Венецианова появился ряд картин в «грациозном жанре»: «Вакханка» или «Купающиеся женщины», «Вакханка лежащая» или «Вакханка с фруктами на голове», «Туалет Дианы». Подражая К.П.Брюллову и современным ему академическим живописцам, он хотел продемонстрировать своё умение и в подобных жанрах. Однако все они художественно слабее, чем работы его крестьянской серии.

Художник не оставил и портретной живописи. Он писал портреты соседей-помещиков, своих дочерей и жены, государственных «мужей»: законоведа П.В. Хавского, историографа Н.М.Карамзина, князя В.П. Кочубея, стремясь продемонстрировать всю полноту живописных приемов, относящихся к портретным задачам. Позже мастер создал портрет молодого Н.В. Гоголя. Он был знаком с А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским и другими русскими знаменитостями тех лет. С 1824 начинается педагогическая деятельность Венецианова. В Сафонково появились первые ученики – Алексей Тыранов и Никифор Крылов. Сорокачетырехлетний художник приехал с ними в Петербург. Третьим учеником его стал А.И. Беллер, воспитанник Петербургского Воспитательного дома.

Со временем число учеников увеличилось. Одарённая крестьянская и мещанская молодежь тянулась к нему из самых разных мест, однако «вольные» страдали от бедности, крепостные оставались «крещеной собственностью» владельцев. Венецианов ездил к помещикам, уговаривал дать вольную талантливым юношам, часто тратил свои деньги. В Петербурге обращался за помощью в Общество поощрения художников. Искал для учеников покровителей, хлопотал о посещении ими рисовальных классов Академии художеств. Вместе с учениками лето проводил в тверском имении, другие месяцы года – в Петербурге, где нанимал квартиру на Васильевском острове рядом с Академией художеств. Вместе с ними участвовал в выставках Академии художеств и Общества поощрения художников. Для существования школы требовались деньги. Венецианов, через пять лет после появления учеников, в 1829, продал часть земель имения.

Ему помогли знакомые из придворной среды: в январе 1830 он был удостоен звания придворного художника императора. Николай I назначил Венецианову ежегодное жалование (3000 р.). Содержание учеников школы заставили мастера заложил имение в Опекунском совете. Венецианов старался заработать продажей своих произведений, участвуя в художественных лотереях ОПХ (1837, 1838, 1839). Художник обратился к религиозной живописи, исполнил образа для Собора всех учебных заведений (Смольного собора) в Петербурге (1834–1835) и для иконостаса Александровского собора в Варшаве (1835–1836). В надежде получить премию (8 тысяч р.), принял участие в конкурсе А.Н. Демидова – написал историческую картину «Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга» (1838). Однако конкурс не состоялся. В 1847 пожилой художник работал над заказанным образом «угодника Макария» для иконостаса церкви Калязинского Троицкого монастыря.

Венецианов, развившийся творчески вне Академии художеств, сам не получивший систематического художественного образования, организовал свою собственную школу. В ней он старался научить молодежь тому, чему сам научился на натуре, передать свой опыт художника. К концу своей жизни он выучил более 50-ти учеников, которые составили «школу Венецианова». По воспоминаниям одного из его воспитанников: «Алексей Гаврилович уважал юное дарование ученика и, зная, что вдавливая его в чуждую ему форму, можно лишь измять его, испортить и, следовательно, изуродовать, никогда не был так самолюбив, чтоб желать целиком отразиться в другом таланте» (А.Н. Мокрицкий). Начиная обучение с гипсов, с мелких натурных предметов, А.Г. Венецианов в дальнейшем главной целью ставил изображение натуры.

Своих воспитанников он посылал на этюды в поле, предлагал им в качестве моделей их же современников, большею частью крепостных людей. Его ученики писали натюрморты, интерьеры, сценки крестьянской жизни, пейзажи. Венецианов не готовил из своих учеников только жанристов или умельцев писать интерьеры. Он считал, что «истинное знание в живописи не станет определять себя к одному или другому роду». Художника ценили не только современники, но и потомки. Во второй половине XIX века его стали называть отцом русской бытовой живописи. В начале XX века историки искусства вновь обратили внимание на талантливость его творчества, поразительную лирику образов, цветовую свежесть живописи, очаровательную простоту и мудрую значительность персонажей картин.

Постепенно, через изучение биографий его учеников, раскрылось и поразительное новаторство педагогического метода художника. Алексей Гаврилович Венецианов стал первый, кто отразил в отечественном искусстве жизнь и труд, повседневный быт простых людей. Он первым в стране создал художественную школу, где преподавание велось не по академическим канонам, а «по принятой им методе, которая состояла в том, чтобы не давать копировать ни с чего, а прямо начать рассматривать натуру». В ней к тайнам и законам искусства впервые прикоснулись русские простолюдины. В советское время к 200-летию со дня рождения художника на тверской земле был поставлен памятник в Вышнем Волочке (скульптор О.К. Комов).

Умер художник 4 (16) декабря 1847года.

 



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.