Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927), художник
Борис Михайлович Кустодиев русский художник родился в Астрахани в семье преподавателя русского языка и литературы. Отец умер, когда мальчику было полтора года, и мать осталась с четырьмя детьми без средств к существованию. Екатерине Прохоровне Кустодиевой приходилось зарабатывать вышиванием и игрой на фортепиано на вечерах у местных купцов.
Когда будущему художнику было девять лет, в Астрахань приехала передвижная выставка. На ней были такие работы как "Боярыня Морозова" Сурикова, "Утро в сосновом лесу" Шишкина, "Христос и грешница" Поленова, работы Репина. Астраханская интеллигенция восторженно встретила выставку, в городе царило оживление в связи с этим событием, которое захватило и семейство Кустодиевых. Выставка настолько потрясла Бориса, что, уже будучи в зрелом возрасте, он точно помнил, где висела та или иная картина.
Под влиянием выставки мальчик стал рисовать и твёрдо принял решение стать художником. Сочувствуя желанию сына и невзирая на все материальные трудности, Екатерина Прохоровна изыскала возможность отдать мальчика в обучение к художнику П.А. Власову. Кустодиев всегда считал Власова своим самым лучшим и любимым учителем.
В 1896 году по окончании семинарии Кустодиев поехал поступать в Академию художеств в Петербург. Он успешно прошёл вступительные экзамены, несмотря на то, что впервые в жизни рисовал обнажённую натуру собственно на экзамене. В Академии учителем Кустодиева был Репин.
В Академии Кустодиев проявил себя как отличный портретист. За портрет Билибина он был удостоин золотой медали на Международной выставке в Мюнхене.
Кустодиев по приглашению Репина в течение двух с половиной лет работал совместно с ним над колоссальным групповым портретом членов Государственного совета. Это полотно считается самым масштабным в истории мировой живописи рубежа столетий.
В правой части картины, которая была написана Кустодиевым почти самостоятельно, явственно чувствуется его рука. Репин не стал подправлять работу своего талантливого ученика, предоставив ему свободу действий.
В 1905 году художник впервые пробует себя в книжной иллюстрации. Он проиллюстрировал "Мертвые души", "Коляска" и "Шинель" Н.В. Гоголя, "Песню про купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова, "Как черт у мужика краюху украл" и "Свечку" Л.Н. Толстого.
Художник увлёкся лубком и народной картинкой, он пристально изучает вывески, росписи ставен, сундуков, подносов и т. д. Это чувствуется в его работах, в сочном, открытом цвете, в лёгкой ненавязчивой стилизации, во внимании к деталям быта и одежды.
Некоторые критики, ориентированные на западное искусство, называли Кустодиева "русофилом". Когда министр искусств Италии в 1910 году попросил Кустодиева, Репина и Серова написать свои автопортреты для флорентийской картинной галереи Уффици, Кустодиев написал себя чисто по-русски - на фоне соборов и стен Лавры.
Для того, чтобы полнее окунуться в быт средней России, Кустодиев купил участок земли недалеко от Кинешмы, где построил дачу-мастерскую. Там он обычно проводил лето.
Кустодиев сблизился с Е. Лансере и Мстиславом Добужинским, начал рисовать для революционных сатирических журналов. В 1907 году он стал членом Союза русских художников, в 1911 - "Мира искусства".
В 1909 году Кустодиев получил звание академика живописи.
В 1911 у художника появились симптомы туберкулёза позвоночника. По совету врачей он едет в Швейцарию. Кустодиев оформил постановку пьесы Островского "Горячее сердце" в московском театре Незлобина. В эскизы костюмов и декорации художник привнёс любимые им декоративные национальные мотивы. Спустя два года художнику предлагают оформить постановку этой пьесы и для Московского Художественного театра.
Болезнь Кустодиева всё прогрессировала. Но это не сломило художника: его работы становятся ещё более декоративными, красочными и стилизованными.
В них столько радости и ощущения счастья, что невозможно представить, будто они написаны тяжело больным человеком. Наиболее любимая публикой работа тех лет была "Красавица". Кустодиев делал три повтора этой картины.
В 1916 Кустодиев перенёс операцию, после которой семь месяцев пролежал в клинике. По его состоянию врачи запретили ему рисовать, но он всё равно рисовал тайком.
Врачи отстояли жизнь Кустодиева, но внезапно наступил паралич ног. Но и тут художник не сдался. Он приспособил своё кресло к работе над большими холстами так, что мог подниматься и опускаться на нужную высоту. У художника онемевали и руки, и только благодаря длительному массажу он мог взять в руки кисть.
Все тяготы и невзгоды стойко делила с художником его жена Юлия. Друзья художника вспоминали:" До крайности ограниченный в своих движениях креслом на колёсах, он создавал в то же время впечатление какой-то особенной подвижности... он везде успевал побывать, всё повидать, всё заметить, набраться впечатлений от жизни и с большим запасом наблюдений вернуться в свою мастерскую, где с лихорадочным упоением наносил их на бумагу, на холст. Столько было жизненности в нём, столько бодрости и ненасытного интереса к жизни, которые никак не вязались, так противоречили его физической немощи".
В 1918 году Кустодиев написал эскизы семи больших панно для украшения площадей Петрограда к празднованию первой годовщины октябрьской революции. Для этого предназначалась и его большая монументальная картина "Степан Разин" (1918, ГРМ). 1919 появилась картина "Большевик". Исполинская фигура с красным знаменем в руке шагает через улицы Москвы. Первоначально Кустодиев хотел поместить на крыше церкви священника и дьякона, но потом отказался от этой чересчур карикатурной детали.
И после революции Кустодиев продолжает работать в излюбленном им направлении, работая по старым впечатлениям, словно революции и не бывало:
"Купчиха за чаем", "Купчиха с зеркалом". Кроме того, он работал в плакате, оформлял спектакли, например, "Блоху" Е. Замятина во МХАТе. К концу жизни Кустодиев много и блестяще работает в книжной графике. Он в 1923 году проиллюстрировал повесть Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда", по заказам Госиздата делал оформление к произведениям Горького, Толстого, Тургенева, Короленко, Некрасова и др.
В 1927 году художник скоропостижно скончался от гриппа в тяжёлой форме. Его жена Юлия ушла из жизни во время блокады Ленинграда.