Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  
Прославление креста. Оборот иконы Спас нерукотворный. Около 1150 года
Автор: Неизвестный иконописец XII века
Источник: Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации
14:24 / 08.12.2014

Прославление креста. Оборот иконы Спас нерукотворный (Около 1150)
Обе стороны иконы были написаны во Владимире. Не исключено, что художник Прославления креста на обороте Спаса нерукотворного мог быть киевлянином или новгородцем, работавшим в середине XII века во Владимире
Эта тема в византийской иконографии была известна под названием «Никитирион» (прославление победного креста). Иконографический тип восходит к старым сирийским источникам. Стилистически ангелы близки к ангелам в композиции «Вознесение» в церкви Спаса Нередицы в Новгороде.

По сторонам голгофского коричневого восьмиконечного креста, с терновым венцом на перекрестье — поклоняющиеся архангелы с орудиями страстей. Слева Михаил с копьем в руке, справа — Гавриил с тростью. Выше — краснокрылые серафимы с рипидами в руках, темно-оливковые херувимы и олицетворения солнца и луны — профильные головы в круглых клеймах — желтом (надпись: сълонце) и красном (надпись: луна).

Живопись выполнена энергичными мазками в широкой, свободной манере. Колорит построен на сочетании темных красок (коричневой и оливковой), блеклых (светло-синей и коричневато-розовой) и ярких (красной, желтой и белой). Вохрение по зеленому санкирю с резкими белильными бликами и яркой подрумянкой. Фон белый, с черными и красными надписями. Поля темно-зеленые с орнаментом в виде кружков, звездочек и полосок. В немногочисленных надписях не проявляются особенности новгородского языка: «шестъкрилатии хьровими», «монгъоцити серафимъ».

«Прославление креста» встречается уже на серебряном блюде VI века в Эрмитаже. На московской иконе крест украшен терновым венцом, в руках ангелов — копье и трость. Это символы мучения Христа. Крест возвышается над черной Адамовой пещерой. По сторонам перекрестья — солнце и луна. Наверху представлены два херувима и два серафима с рипидами в руках. Была ли икона с самого начала двусторонней или изображение на оборотной стороне было добавлено позднее — решить трудно

Обе стороны иконы были написаны во Владимире, быть может разными мастерами. Владимирский живописец лицевой стороны со Спасом нерукотворным по-своему воспроизвел византийский или скорее киевский образец. Не исключено, что художник Прославления креста на обороте мог быть киевлянином или новгородцем, работавшим в середине XII века во Владимире.


Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.